Стенограмма разговоров экипажа разбившегося 10 апреля под Смоленском самолета президента Польши Леха Качиньского подтверждает, что самолет был в порядке и шел на посадку. В стенограмме нет никаких особых сюрпризов. Исправна была и система раннего предупреждения приближения к земле. Полный текст стенограммы можно посмотреть тут.
Совет национальной безопасности Польши обнародовал стенограмму расшифровки «черных ящиков» польского самолета
В документе содержится 41 страница. Стенограмма представляет собой таблицу с указанием времени и текстом на польском и русском языках и указанием, кто говорит. Кроме того, представлен английский перевод стенограммы, некоторые фрагменты отмечены пометкой «неразборчиво».
В стенограмме синхронизированы записи разговоров членов экипажа и показаний приборов в течение последних 30 минут полета. Эксперты МАК при помощи польских специалистов и переводчиков расшифровали разговоры пилотов в кабине, записанные на внешний микрофон, разговоры с диспетчером аэродрома «Северный» в Смоленске и с пилотами польского самолета
В момент столкновения с деревьями запись зафиксировала, как летчики выругались. Таким образом, последним звуком в салоне был крик и нецензурное выражение. Спустя секунду самописцы остановились. За одну секунду до катастрофы диспетчер закричал пилотам: «Уход на второй круг!»
Последним сигналом системы раннего предупреждения приближения к земле был сигнал о
необходимости срочного набора высоты. «Поднимай! Поднимай!» — таким был последний сигнал TAWS, поступавший в кабину летчиков через каждые несколько секунд в течение
двух минут перед катастрофой.
Судя по стенограмме, на высоте 500 метров с диспетчерами общался неизвестный человек, личность которого не опознана по записям. Не исключено, что это был командующий ВВС Польши Анджей Бласик, который находился в кабине вплоть до крушения. В стенограмме указаны его команды на предпоследней минуте полета: «…Дальний…400…250 метров…100 метров…». После этого звучит голос командира воздушного судна «спасибо».
В стенограмме содержится предупреждение диспетчера за 15 минут до аварии о том, что «условий для приземления нет», а также слова пилота, советующего в этих погодных условиях посадку не осуществлять. В целом, как отмечают местные СМИ, переговоры велись на «техническом языке», и обывателю трудно
Сама копия записей еще требует работы, так как оригинал записи самописцев содержит много посторонних шумов. Поэтому было принято решение пока опубликовать только стенограмму. По заверениям экспертов, они точно отражают события в кабине.
Напомним, в Польше разгорелась дискуссия о необходимости и правомочности обнародования записей. Согласно Чикагской конвенции 1994 года, государственные органы без согласия стороны, ведущей расследование, не могут обнародовать материалы следствия. Для этого необходимо международное соглашение с Москвой. Однако, как отметил представитель правительства Польши Павел Грась, в ходе консультаций с российской прокуратурой польские власти решили обнародовать данные, ссылаясь на пункт 5.12 статьи 13 Чикагской конвенции, который позволяет обнародовать данные, если они не повлияют на результат расследования и если сокрытие этих данных может повредить объективности расследования. Обнародование стенограммы в Польше назвали беспрецедентным случаем.
Окончательное решение о публикации стенограммы было за
Самолет польского президента Польши