ГОГОЛЬ КАК В ВОДУ ГЛЯДЕЛ

"Ревизор" - третье произведение Николая Гоголя после "Женитьбы и "Мертвых душ", поставленное Сергеем Арцибашевым в "Маяковке". "Ревизора" привечали в театрах даже в советские времена, хотя спектакли с трудом проходили цензуру: в них зачастую видели наезд на авторитарную власть. Если сам Николай II увидел в гоголевском шедевре сатиру на себя и свое окружение, то что уж говорить о советских столоначальниках...

Сегодня с помощью Гоголя тоже есть в кого бросать камни. Например, в тех, кто вовремя сумел "прихватизировать" народное достояние и вскричать "мое", кто во время ревизий по старинке спаивает представителей "вертикальной" власти до свинячьего визга. Именно с такой безобразной попойки и начинается спектакль Сергея Арцибашева. Местные воротилы города N, где все здания стоят в лесах, так как стройка - самое выгодное дело для списывания миллионов, просыпаются в нижнем белье, мычат, стонут, дрожат, пока длинноногие девушки не поднесут им рюмочку-другую опохмелиться. Внушительный красавец Городничий в блистательном исполнении Александра Лазарева тоже мучительно вспоминает, как он попал в этот вертеп, что натворил и с кем спал. Буквально приходишь в восторг от мастерского исполнения этой смешной сцены корифеями театра Игорем Кашинцевым (Земляника), Александром Ильиным (Ляпкин-Тяпкин), Игорем Марычевым (Хлопов)...
А дальше и без того бредовая ситуация приобретает характер абсурда. Кажется, начальники совсем потеряли рассудок, узнав, что у них в городе инкогнито живет ревизор. Почтмейстер Шпекин в исполнении Евгения Парамонова бьется в истерике и заранее собирается в места не столь отдаленные, надевая шубу и запихивая в рюкзак вчерашнюю закуску и недопитые бутылки.
Спектакль, словно птица-тройка, летит вперед на всех порах, а залетный ухарь Хлестаков (его поразительно едко и хлестко играет Сергей Удовик), сидя на козлах, свистит и дразнит: "не пойман - не вор, не пойман - не вор"... Этого фитюльку с лицом хорька и хамскими ужимками только по пьянке и можно было принять за важное лицо. Единственный трезвенник в этой компании - верзила Осип (Алексей Фатеев), которому в спектакле дали большую волю: нагло контролировать своего подопечного Ваню Хлестакова, так как перед его батюшкой должен держать ответ. Поэтому он и деньги у Хлестакова забирает, ведь тот все равно в карты их проиграет.
Сцена с экспроприацией взяток у мнимого ревизора его же дядькой превращается в комический дивертисмент, который заканчивается весьма плачевно для Хлестакова. Осип чуть ли не связывает "дитятю", заворачивает его в ковер и уносит, невзирая на всхлипы невесты Марьи Антоновны (Анна Романова) и вопли маменьки Анны Андреевны в исполнении Светланы Немоляевой. Немоляева изображает городничиху кокетливой и в то же время хитрющей дамой, поскольку держать в руках загульного Антона Антоновича ой как нелегко...
Правда, я не совсем поняла, ради чего Арцибашев сочинил лирическую сцену двух немолодых супругов, поющих старинный романс под гитару. Может быть, это всего лишь "развлекалочка", а может, минутное сожаление о людях, предавших идеалы своей юности. Зато когда наступает черед немой финальной сцены и нарисованная ширма уплывает вверх, то... о ужас! Мы видим весь уездный бомонд в чем мать родила. Спросите, как это понимать? А как хотите: то ли последнюю рубашку пропили, то ли наехавшие ревизоры ободрали до нитки. Фантасмагория в России продолжается, и предвиденья Гоголя сбываются.