НА КОСМИЧЕСКОЙ СТРЕЛЕ СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ

Вчера в половине пятого утра московского времени в нескольких сотнях километрах от Земли завершили трудный выход в открытый космос двое россиян - командир Международной космической станции (МКС) Федор Юрчихин и бортинженер Олег Котов. Работая за бортом звездного дома в течение пяти с половиной часов, они почти 4 раза облетели земной шар. Внутри Международной станции дежурила астронавт НАСА американка Сунита Уильямс.

А началось все в среду вечером. Выходной люк "Пирса" - одного из трех модулей российского сегмента МКС - космонавты открыли в 23 часа 05 минут, на 45 минут позже графика. Опоздание было вызвано проблемами со связью при переходе на автономную систему скафандров "Орлан". Но вот наконец космонавты в бескрайнем звездном океане, на фоне проплывающей внизу Земли. В открытом космосе они впервые.
"Как там, ребята, снаружи, все в порядке?" - спрашивает оператор подмосковного Центра управления полетами (ЦУПа). "Как-то облачно, к дождю, наверное", - серьезно говорит один из космонавтов. Шутка в ЦУПе понравилась. Оператор интересуется, не запотевает ли гермошлем? Три с половиной месяца назад у Михаила Тюрина во время выхода в космос дала сбой система терморегулирования скафандра, и отвод тепла, которое идет от космонавта, оказался недостаточным. Тюрину тогда было очень жарко, стекло шлема стало запотевать... Потом, правда, система заработала нормально. Но точно причины сбоя выяснить так и не удалось. На этот раз, к счастью, температура в "Орланах" была вполне комфортной.
Первая задача, стоявшая перед членами экипажа, - установка снаружи дополнительных панелей, которые должны защитить большой базовый жилой модуль "Звезда" (российского производства) от микрометеоритов и мелкого космического мусора. Три упаковки с этими панелями были доставлены на МКС шаттлом в декабре прошлого года. Теперь Юрчихин и Котов с помощью грузовой 15-метровой выдвижной "Стрелы-2", смонтированной на "Пирсе", должны перенести панели с американского модуля "Юнити" на нашу "Звезду". Командир, держась за поручень, подошел к ручкам управления, расположенным у основания "Стрелы", а бортинженер прикрепился к ней карабином на другом конце.
Юрчихин стал медленно вращать ручку. Котов плавно, "со всеми удобствами!", поехал на стреле, внимательно осматриваясь, чтобы ненароком не повредить, не снести выступающие многочисленные антенны, оборудование, лазерные отражатели. Все три пачки панелей были переправлены на "Звезду" и закреплены на базовом модуле. В двух упаковках по шесть защитных экранов, в третьей - пять. Панели разного размера изготовлены из алюминия. Одну из них показывает мне космический ас Сергей Крикалев. Полая плита из толстого алюминия размером 90 на 30 сантиметров. Масса таких экранов - от 5 до 8 килограммов. Это будет хорошая дополнительная защита. Мало кто знает, что осенью прошлого года на приземлившемся шаттле была обнаружена пробоина панели радиатора на задней створке грузового отсека. Микрометеорит пробил дырку диаметром 2,7 миллиметра. Осколки затем пронзили слой алюминиевых сот толщиной 1,2 сантиметра. С обратной стороны была трещина длиной 6 миллиметров и маленькое выходное отверстие. Хорошо, что повреждение оказалось неопасным. Но случай этот подтверждает: защитные алюминиевые панели не будут лишними на МКС.
Космонавты установили на конусообразной части "Звезды", между цилиндрическими "бочками" большого и малого диаметров 5 алюминиевых экранов. Оставшиеся, как и было запланировано, смонтируют во время следующего выхода в космос 6 июня.
Юрчихин и Котов перед установкой панелей выполнили также и вторую задачу - заменили высокочастотный кабель, который идет снаружи к антеннам спутниковой навигации. Он оказался поврежденным на том участке, где изгибается под углом почти 90 градусов. Антенны нужны, в частности, для работы аппаратуры, которая будет задействована при приеме первого грузового европейского корабля "Жюль Верн", старт которого планируется на ноябрь или декабрь нынешнего года.
В 4 часа 30 минут утра 31 мая командир и бортинженер вернулись в модуль "Пирс".