Поначалу это было сложное определение: "человек без определенного места жительства". Вместе с ним возникло и другое - "без определенного рода занятий". Первое вскоре превратилось в аббревиатуру, затем стало вроде как обычным русским словом, а второе вообще исчезло. Во-первых, потому что всякий бомж был заодно и борз, а во-вторых, тогда без определенного рода занятий оказалась половина населения страны.
Вместе с тем "культура" бомжей - чуть ли не единственное, что "возродилось" в нашем обществе из времен, как говорил один известный режиссер "России, которую мы потеряли". Во всяком случае, когда читаешь старые газеты, кажется, что заметки, посвященные бомжам, написаны сегодня (разве что слова "бомж" в то время еще не изобрели).
Вот, например, статья под названием "Нищенство в Петровском парке", опубликованная в 1893 году в одной из городских газет: "Попрошайки, старые и малые, порою такие здоровяки, с которыми не слишком-то приятно встретиться в глухом месте под вечер, буквально осаждают гуляющих и дачников и днем и поздними вечерами. Назойливы они до крайности и уже бывали случаи, что запоздавшие в парке дачницы и дети должны были обращаться к посторонним за помощью, чтобы избавиться от настойчивости попрошаек, граничившей с насилием грабителей".
Конечно же, бывали экземпляры и довольно безобидные, и даже вызывающие жалость. Вот, например, один из них: "Близ здания 4-й женской гимназии, находящейся на Кудринской-Садовой, у существующего здесь разъезда 2-го общества конно-железной дороги, навстречу вагонам уже более месяца постоянно подходит за подаянием отставной солдат, лет пятидесяти, страдающий во время ходьбы сильными судорогами в руках и ногах. Этот нищий возбуждает невольное сожаление, и редкий из пассажиров не дает ему денег. Неужели не найдется возможности поместить этого несчастного в какую-либо богадельню, куда он, судя по его словам, не может никак попасть, несмотря на все с его стороны хлопоты?"
Время от времени устраивались и "зачистки" (правда, в то время они назывались иначе - облавами): "При сегодняшнем обходе Сокольничьей рощи местной полицией арестовано 60 человек, в том числе 36 мужчин и 24 женщины; многие из них не имеют документов на жительство, определенного пристанища и занятий, а некоторые уже судились за кражи и другие преступления".
Кстати, в последнее время в Москве появилось довольно занятное веяние - интеллигентные люди различных профессий (не только журналисты и писатели) начали проводить досуг в компании бомжей. Схема в общем-то проста. На автобусной остановке или в каком-нибудь другом похожем месте человек подсаживается к компании бомжей и предлагает купить выпивку. Те, ясное дело, не отказываются. Им, разумеется, не слишком интересен этот собеседник, но глупо отвергать спонсорский взнос, и наш интеллигент входит в компанию. Дальнейшее совместное распитие способно привести к разным последствиям, ведь часто банкет продолжается в каком-нибудь подвале или же на чердаке, там, где устроено лежбище данных конкретных бомжей.
Это увлечение (а его, без сомнения, можно назвать экстремальным - человек рискует не только получить какую-нибудь заразную болезнь, но и быть убитым ради, например, дешевеньких часов) уже получило название "чизинг" (как известно, во Франции бомжей из-за сильного запаха зовут "человек-сыр"). Любители чизинга общаются между собой, но принципиально не выходят в интернет - боятся, что коллеги, прознавшие про их увлечение, просто перестанут общаться с чизерами. По слухам, несколько туристических агентств даже планируют заняться организацией подобного досуга, но эта затея вряд ли будет иметь успех - в первую очередь из-за того, что под угрозу встанет анонимность чизеров.
Причина же, толкающая обывателей в бомжатники, понятна - в мире, где все кичатся собственным успехом, так не хватает общения с классическими неудачниками. На их фоне чувствуешь себя счастливчиком. Ну и, конечно же, адреналин вырабатывается.