СХВАТКА В ТЕЛЕЭФИРЕ

В прямом эфире польского телевидения прошла историческая встреча двух бывших президентов -

В прямом эфире польского телевидения прошла историческая встреча двух бывших президентов - непримиримых врагов. Войцех Ярузельский и Лех Валенса обменялись рукопожатием, а их теледебаты прошли весьма пристойно. Похоже, главной целью Валенсы было добиться подтверждения, что он не сотрудничал со спецслужбами Польши, в чем основателя демократического движения "Солидарность" обвиняют некоторые его политические наследники.
- Я не успокоюсь, пока вы не расскажете правды обо мне: что никогда не сотрудничал с коммунистами, не написал ни одного доноса, боролся честно, - настаивал Валенса. Он говорил, что не имеет претензий к тому, как к нему относились власти ПНР (Валенса был репрессирован во время военного положения), к "отвратительным методам дискредитации, потому что это была борьба". Ярузельский уходил от однозначного ответа, мол, если бы Валенса был в распоряжении властей ПНР, то никогда бы их не сверг. И в конце концов сделал заявление, которое устроило обоих: "Никогда не принимал вас за того, кто действует в рамках спецслужб в пользу власти".
Генерал Ярузельский тоже имел свою цель в этих дебатах. Он призывал сделать все, чтобы "зализать" раны прошлого. Наиболее горячий спор возник по поводу последней поездки генерала в Москву, на празднование 60-летия Победы, и его высказываний там. Кстати замечу, что правые радикалы в лице нынешнего мэра Варшавы Леха Качыньского предложили лишить за это Ярузельского всех привилегий, положенных бывшему президенту, и даже генеральского звания, что было, правда, негативно воспринято во всех слоях польского общества. Осудил экстравагантный помысел и Валенса, сказавший: "Сегодня вы его, завтра другие вас". Но во время теледебатов спросил своего оппонента, почему он говорил в Москве об угрозе для Польши внешнего вмешательства в 1981 году, когда Валенса организовал массовые выступления рабочих, а не о заслугах "Солидарности". Ярузельский ответил, что не ездил в Москву как комиссар "Солидарности". Валенса занервничал: "Вы за свободную Польшу или нет?" Конечно, да, сказал генерал и твердо добавил, что никогда не согласится с мнением, что в 1945 году одна оккупация сменила другую. Так же думает великое множество поляков - в отличие от некоторых власть предержащих и особенно к ней стремящихся.