Россия занимает ведущее место в мире по прогнозным разведанным запасам природного газа. Они превосходят в 30 раз ресурсы Норвегии, крупнейшего производителя газа в Западной Европе, в 10 раз - Алжира (крупнейший производитель в Африке) и в 2 раза - Ирана (лидер по газу в странах Персидского залива). Прогнозные ресурсы газа в РФ оцениваются в 236 триллионов кубических метров.
К этому стоит добавить и нетрадиционные ресурсы. В частности, газогидраты, когда газ присутствует в твердом виде в осадках акватории морей и океанов. Так, в Беринговом море обнаружено месторождение газогидратов объемом примерно 26 триллионов тонн. Газ существует также в виде метана в угольных пластах. На сегодняшний день он, правда, известен больше с негативной стороны, поскольку взрывы метана являются основной причиной аварийности в угольных шахтах. Но не исключено, что в скором времени его разрушительную энергию можно будет направить в мирное русло.
Однако большая часть газового богатства России еще не освоена, в то время как традиционные месторождения, на которых ведется промышленная добыча (их основная часть сосредоточена в Надым-Пуртазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа), постепенно входят в стадию падающей добычи. Поэтому остро встает вопрос о поиске и разработке новых месторождений.
Не секрет, что геологоразведка сейчас больное место в российском ТЭКе. После того как государство сняло с себя заботу о воспроизводстве минерально-сырьевой базы (ВМСБ), отдав этот процесс на откуп нефтегазовым компаниям, он практически застопорился. Нефтяные генералы не спешат вкладываться в геологоразведку, что во многом объясняется тем, что дело это затратное, а отдачу можно ожидать только через весьма продолжительный срок. Поэтому масштабные объемы геологоразведочной деятельности под силу только мощным компаниям, обладающим как значительными финансовыми средствами, так и богатым практическим опытом в освоении недр. Одним из немногих таких примеров является Газпром, крупнейший производитель газа в России и в мире.
Газовый концерн ежегодно наращивает объемы средств, направляемых на геологоразведку. В прошлом году на эти цели было направлено 7,9 миллиарда рублей. В нынешнем году затраты на геологоразведку должны составить уже 12,7 миллиарда. Причем 2005-й можно назвать годом великого перелома. Это стало ясно после заявления на брифинге заместителя председателя правления Газпрома Александра Ананенкова.
Дело в том, что с этого года Газпрому удастся переломить негативную тенденцию последнего времени, когда добыча природных ископаемых превышала их прирост. Если добыча газа составит 547 миллиардов кубометров, то прирост - 550 миллиардов.
Кстати, в годы СССР ситуация складывалась именно так, однако потом Россия начала "проедать" свои запасы ресурсов, воспроизводство которых практически приостановилось. И пока только Газпрому удалось выправить эту ситуацию. Так, если на 1 января 2002 года запасы газа у концерна составляли 26 триллионов кубометров, то на 1 января 2005-го - 28 триллионов. Ситуация весьма примечательна. Пока правительство РФ еще только приняло программу ВСМБ, Газпром уже наглядно демонстрирует возможность для отдельной компании серьезно увеличить свои запасы минерально-сырьевых ресурсов. Неплохой пример, кстати, для многих нефтяных компаний.