КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ НА НОВЫЙ ЛАД

Автострада сворачивает на дорогу к Глазуновской, и вдоль асфальта слева и справа мелькают полуразвалившиеся фермы, склады, какие-то постройки. Все, что осталось от прежде не бедствующего колхоза. Несколько лет назад на смену коллективным хозяйствам пришли частники, но вместо того, чтобы взяться налаживать конкурентоспособное производство, быстренько все ценное прибрали к рукам, бывшие совхозы обрекли на банкротство. Остались люди без работы и надежды на будущее. Кто смог своих детей отправил в город, а остальные так и коротают век в станицах.

Однако нашлись люди, которые попытались изменить ход событий. Один из них - ветеринарный врач Сергей Саломатин. Помыкавшись вместе со всеми, он решил заняться частной практикой. Скотина-то у людей все равно есть, стало быть, ветеринар без дела не останется - куда же без него? А кроме того, Саломатин взял двух коров с телятами, восемь овец, пять ягнят, кур, кроликов... Мотаясь по хуторам и станицам, он сделал такое открытие: деревня выживет за счет личных подсобных хозяйств (ЛПХ). И не одиночных, а объединившихся. Только не в колхозы.
- Во что же? - спросите вы.
Надо сказать, что в области об объединении хозяйств думал не один Саломатин. Власти разработали специальную концепцию развития ЛПХ. Особенно тех, что заняты животноводством. При этом они хотели решить сразу несколько проблем: занять людей полезным трудом, поднять поголовье, загрузить сырьем перерабатывающие предприятия. Тем, кто сдает молоко на молзаводы, из бюджета полагается доплата - 50 копеек за литр. За кило мяса, сданное на мясокомбинат, и того больше - от 13 до 17 рублей. А если сельсоветы помогают организовать такую работу, то и они в свой бюджет получают доплату за каждый сданный селянами в переработку литр молока и килограмм мяса. Начисляется премия и заводам, если их представители не объедут села стороной.
Ветврач Саломатин - депутат районной Думы. Про новшества с ЛПХ в своем Кумылженском районе он узнал одним из первых. И сразу оценил идею. Первым в области предложил станичникам объединиться. Но не всем. Собрал по осени вокруг себя трезвых мужиков и предложил для начала объединить колхозные паевые наделы, чтобы получился кооператив. Назвали его "Сельская новь". Саломатина избрали председателем. Вскоре организовали первый кормодобывающий отряд - свои подворья кормом на зиму обеспечили, а то, что осталось, продали.
Теперь в зоне деятельности саломатинского кооператива - три сельские администрации. Они получили от области 148 тысяч рублей за сданное молоко и мясо.
"Сельская новь" постепенно обрастает техникой. Недавно приобрели два колесных трактора. Они были старые, но умельцы поработали с этим металлоломом, и техника послужит еще не один год. Прикупили и молоковоз - тоже ветеран отечественного автопрома, и бензовоз. Теперь Саломатин представит документы на эти машины в областную администрацию, и кооперативу компенсируют половину затрат. Такое обещание дал губернатор. Разумеется, не лично Саломатину, а всем кооператорам области. Половину затрат на технику и оснащение областная казна берет на себя. Издержки немалые, но ради подъема отрасли руководство области готово на это.
Следующий шаг - обзавестись собственной специальной емкостью-охладителем для сбора молока, чтобы не зависеть от завода-монополиста из ближайшего района. Да пару племенных бычков приобрести задумали.
Вокруг станиц море необрабатываемых угодий - заливные луга, пахотные земли. Только осваивай. Поначалу волгоградские кооператоры замахнулись взять кредит да разом закупить технику. Рассчитаться хотели потом, продав заготовленные корма, молоко и мясо. Да разве можно уговорить банк раскошелиться, если ему залог требуется! Так что главная проблема на пути становления новых кооперативов - кредитная. Глава Кумылженского района Владимир Егоров всей душой за кооперативы. Но как быть с начальным капиталом? Может ли районный бюджет гарантировать банку возврат кредитов?
В области считают, что к решению этой проблемы должна подключиться федеральная власть. Ведь такая коллективизация, которая проходит сейчас на Волге, замешена на частном интересе. А этот интерес - один из главных двигателей экономического роста.