"КРЫШИ" ВЕРНУТСЯ ПОД РОДНУЮ КРЫШУ

12 мая 1992 года богатейшее собрание картин Сочинского художественного музея лишилось сразу 14 полотен кисти известных российских живописцев. Придя на следующее утро на работу, одна из служительниц музея едва не лишилась чувств. На втором этаже экспозиционного зала зияла пустотами вереница рам, из которых были варварски вырезаны холсты. Пропали полотна Аполлинария Васнецова, Поленова, Кустодиева, Петрова-Водкина, Петра Кончаловского и других мастеров. С этого дерзкого ночного налета началась серия ограблений запасников и экспозиций музеев в других регионах России.

Следственный отдел УВД Сочи начал дело с восстановления картины ограбления. Преступники действовали явно по чьей-то наводке, вырезая холсты избирательно. Это были не новички, поскольку им удалось отключить сигнализацию и, обманув бдительность охранников, взобраться на второй этаж музея с помощью специального снаряжения.
К расследованию подключились лучшие следователи Москвы, Краснодара, соседних Ростова-на-Дону и Ставрополя, а также вновь созданный отдел МВД по борьбе с хищениями культурных ценностей. Но, несмотря на активный поиск, след был взят не сразу. Один из московских антикваров сообщил в милицию о том, что к нему обратился неизвестный с предложением приобрести картину Аполлинария Васнецова "Поле". Антиквару предложили включиться в оперативную "игру", и он согласился довести сделку до конца. Во время передачи денег был взят с поличным некий Мелехин - вор-рецидивист, проживающий в Подмосковье. Он назвал своего подельника Прасолова, предупредив при этом, что тот в этом деле был задействован лишь как исполнитель. Следствие связывало большие надежды с получением дальнейших показаний Мелехина, но тот был найден мертвым с пластиковым пакетом на голове в камере следственного изолятора.
Дело вновь зашло в тупик. В том, что это бесперспективное дело не превратилось, как принято выражаться в следственных органах, в "висяк", большая заслуга директора Сочинского художественного музея Петра Хрисанова. Вдохновленный возвращением васнецовского "Поля", он бил во все колокола, не давал покоя властям и Министерству культуры.
Через несколько лет после загадочной смерти Мелехина наконец-то арестовали его бывшего подельника Прасолова. Но, как оказалось, он действительно был "пешкой" в этом деле. А может, и знал, как закончил в СИЗО его дружок. Во всяком случае, следователи ничего толком от него не добились, и он после суда пошел по этапу в тюрьму отсиживать 5-летний срок.
Тем временем к поиску пропавших шедевров подключился Интерпол. На знаменитых лондонских аукционах "Сотбис" и "Кристи" засветились два пропавших в Сочи полотна - пейзажи Айвазовского "Вид Константинополя" и "Встреча солнца". Сотрудники Скотленд-Ярда сняли картины с торгов и взяли в оборот выставившего их на аукцион лондонского коллекционера. Тот указал место хранения еще двух русских полотен кисти Поленова и Святославского. Но, как показала проверка, все перечисленные работы подозреваемый приобрел вполне законно в Хельсинки на аукционе "Буковский".
К делу подключилась финская полиция, которая без труда выяснила, что большинство украденных в Сочи произведений действительно были проданы на аукционе "Буковский". Кем? По каким документам? Эти вопросы так и остались открытыми. Но по горячим следам из запасников аукциона были изъяты картины Петрова-Водкина и Каменева, которые не успели продать.
Следы других сочинских холстов терялись в Германии, России и даже за океаном - в США. Сегодня, и это уникальный случай, международная операция по розыску и возвращению художественных ценностей успешно завершена. 13 из 14 украденных картин заняли свое место в пустовавших более десятилетия золоченых рамах и выставлены после реставрации на всеобщее обозрение. Что следует особо подчеркнуть, большинство коллекционеров, купивших шедевры российской живописи конца XIX - начала XX веков, вернули их музею добровольно. И даже, как сообщил директор музея Петр Хрисанов, не потребовали причитающейся в таких случаях компенсации, за что были пожалованы благодарностями правительства РФ и, конечно же, сочинцев.
Пока не вернулся домой, в родную экспозицию холст Кустодиева "Крыши". Он, слава Богу, тоже найден в Америке. Сейчас ведутся переговоры о его возвращении. В случае их успеха, "Крыши" вернутся под родную крышу.