С той поры обязанности командующего исполнял начальник штаба Северного флота вице-адмирал Сергей Симоненко, а делом Сучкова занималась сначала военная прокуратура, потом - военный суд. 18 мая адмирала приговорили к четырем годам лишения свободы с двухгодичным испытательным сроком. Правда, действительная военная служба опального комфлота продолжается, он - в распоряжении министра обороны РФ, которому и предстоит окончательно решить судьбу адмирала. Однако без особого риска можно предположить, что далее носить погоны Геннадий Сучков не намерен. Иначе он вряд ли рискнул бы сразу после вынесения судебного вердикта выступить с громкими обвинениями в адрес главнокомандующего ВМФ России адмирала флота Владимира Куроедова (об этом скандале "Труд" подробно рассказывал в номере за 28 мая).
Стоит заметить, что выбор новым командующим Михаила Абрамова для многих весьма неожидан. На кораблях Северного флота сосредоточено до трети российского ядерного потенциала сдерживания. Естественно, почти все - на атомных подводных ракетных крейсерах. Деятельность остальных сил североморцев заключается главным образом в обеспечении развертывания в океане субмарин стратегического назначения для нанесения удара. Поэтому десятилетиями этим флотом командовали выходцы с мостиков именно атомоходов-"стратегов". Исключение составлял, кстати, тот самый адмирал Сучков, чья карьера завершается столь печально. Он тоже подводник, но большую часть службы провел на дизельных лодках.
А вице-адмирал Абрамов на лодках вообще никогда не служил, командовал исключительно надводными кораблями. Поэтому на ознакомление со спецификой новой службы ему наверняка потребуется дополнительное время. А вот его-то у него и не будет. Уже к сентябрю нынешнего года флоту предстоит подготовить к выходу на боевую службу в Атлантику крупный отряд боевых кораблей во главе с нашим единственным авианосцем "Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов". Чтобы понять, какой тяжести эта проблема, достаточно знать, что после длительного ремонта авианосца и отсутствия по этой причине летной практики для летчиков отдельного полка палубных истребителей Су-33, которым предстоит уйти в этот поход, на всю Россию осталось всего 12 пилотов, способных стартовать с корабельной палубы! Если до сентября положение не изменится, боевой потенциал нашего авианосца будет запредельно низок и долгожданный боевой поход кораблей Северного флота превратится в нечто вроде круиза.
Другое серьезное испытание для вице-адмирала Абрамова - намеченный на следующее лето подъем той самой злополучной К-159, которая "утопила" и его предшественника. В отличие от похожей операции с погибшим атомоходом "Курск", на сей раз обещано, что мы обойдемся без иностранной помощи. Вот только каким образом, если трагедия "Курска" показала: от аварийно-спасательной службы ВМФ остались рожки да ножки? А работа предстоит исключительной сложности. Да, списанный атомоход по водоизмещению куда меньше "Курска", но глубина, на которой он покоится, близка к предельной для работы водолазов-глубоководников.
Так что у нового командующего на поиск верных решений времени мало. А так некстати вспоминается: в последние полтора десятилетия командование именно этим флотом ни для кого добром не кончалось. Адмирал Олег Ерофеев, находившийся на этом посту с 1992 года, имел неприятности с военной прокуратурой по поводу злоупотреблений при строительстве личной дачи в Подмосковье. Дело прекратили по амнистии, но в отставку Ерофеев ушел после тяжелого ЧП на атомоходе "Барс" - матрос расстрелял восьмерых сослуживцев. Сменивший его адмирал Вячеслав Попов поплатился должностью за гибель "Курска". О Сучкове мы уже сказали.
Счастливого плавания, вице-адмирал Абрамов!