ОТЕЦ-КОМАНДИР

В России к 2010 году, по прогнозу демографов, численность детей до 15 лет уменьшится на 3,73 миллиона человек. В пору заводить Красную книгу детства... Мало того, что детей становится меньше, но и этих не бережем. Ежегодно суд лишает родительских прав примерно 50 тысяч отцов и матерей. Подлинной бедой стало социальное сиротство - при живых родителях. Сейчас в стране насчитывается 723 тысячи сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый год прибавляется еще сто тысяч. По официальным данным, у нас - почти миллион безнадзорных и беспризорных детей. Отсюда - рост подростковой преступности. В прошлом году несовершеннолетними или при их соучастии было совершено больше 145 тысяч преступлений, свыше 90 тысяч подростков осуждено.

Это все волнует общественность, и есть люди, которые не могут равнодушно пройти мимо несчастных ненужных детей. Таков наш герой из Екатеринбурга Вениамин Петрович Макаров.
Ему говорят: "Что ты из себя Макаренко строишь? Зачем набрал столько беспризорников?" Он беззлобно хмыкает: "Фамилия у меня, конечно, не Макаренко, а всего лишь Макаров. Но чем я хуже?" При этом, кажется, не шутит.
Сейчас у Вениамина Петровича Макарова живут 11 трудных подростков от 14 до 18 лет. Все - не свои. А если считать с 1970 года, когда он усыновил первого - Диму, то через этот дом по Коммунистической улице в Екатеринбурге прошли 40 "сынков". Макаров их только так и называет. Сначала у Вениамина Петровича был официальный статус - отец-воспитатель семейного детского дома. Потом он не поладил с чиновниками местного органа опеки и попечительства, и ему там сказали: "Тебе уже седьмой десяток, вот последних доведешь до совершеннолетия - и хватит". Макаров тогда даже судился с ними. Потом открыл приют. Но и тут не обошлось без претензий. "Органы опеки и попечительства против меня. Говорят: вот ты, Макаров, приют создал, а лицензии у тебя нет. А я что - мясо продаю? Где вы видели мужчину в очереди за чужими детьми?"
Чиновники не спорят: дело благое, но... Приводят веские аргументы "против": Макаров без педагогического образования, детей берет без оформления документов, бытовые условия стесненные, женщины в доме нет. Все так. Жена от Вениамина Петровича ушла, когда он усыновил первых трех мальчишек. Но есть повар - приходящая по будням женщина, ей Макаров платит 2,5 тысячи рублей. А в выходные готовит обеды сам. Да, квартира - не хоромы: четыре комнатки. И дети к нему приходят без документов - с улицы. А с родителями, если таковые имеются, он составляет договор. Насчет жалоб соседей: мол, мальчишки шумят, балуются - так на то они и мальчишки. Короче, запретили ему принимать в приют новых воспитанников. А если они сами идут к нему - выгонять? Екатеринбургские телевизионщики даже сняли в защиту Макарова фильм с пафосным названием "Возрождение". Понятно, мальчишки заново рождаются.
Зачем он берет "трудных" детей? У Макарова стратегическая задача - поставить их на ноги. А тактическая - подготовить к службе в армии. Дело в том, что при всех разговорах о нынешнем армейском неустройстве его вера в воспитательную силу службы непоколебима. Хотя сам он 45 лет проработал на заводах.
Когда-то Макаров через газету "Красная звезда" обратился с просьбой, чтобы какая-нибудь войсковая часть взяла шефство над его мальчишками, которым скоро придется идти в армию. Откликнулись омские десантники: заместитель командира части сам вырос в детдоме. Теперь ребята под командованием Вениамина Петровича каждое лето выезжают в Омск на сборы. Здесь, в лагере "Юный десантник", они проходят курс молодого бойца. Шефы выдали им форму с голубыми беретами. А приказом бывшего командующего ВДВ Георгия Шпака семейному детдому было даже присвоено имя Героя Советского Союза генерала армии В. Ф. Маргелова. За будущими призывниками закрепили еще екатеринбургскую войсковую часть - она им продукты подбрасывает. (У самого воспитателя пенсия - 1700 рублей, на них не прокормишь подростков.) Обязательное условие - прохождение военной службы в воздушно-десантных войсках. Естественно, когда подойдет срок.
Исходя из этой задачи и строится жизнь в доме Макарова. Квартиру, где кровати стоят в два яруса (иначе не разместиться) ребята называют казармой. Подъем, отбой в доме - строго по режиму. После обеда - занятия. Дежурят по графику. Наказание за двойку известное: "упал - отжался". По 20 - 30 раз. Не педагог этот Макаров, нет. Но, может, так и надо с мальчишками, всегда готовыми на "подвиги"? В любом случае - никто не жалуется и не убегает из дому.
До этого Андрей, например, два года нигде не учился. Мать у него запойная. Женька скитался по теплотрассам, пока не прибился к Макарову. Потом уговорил Вениамина Петровича забрать оттуда и четверых приятелей: те вылезали из ямы, как волчата из норы. Леше некуда было возвращаться из Кировоградской колонии. Мать Саши Глазкова продала квартиру, чтобы купить домик с участком. В итоге почему-то оба оказались на улице. Даже хлеба вдоволь не ели. А Коля Наземнов сбежал из Шуралинского детдома. Его мать из-за пьянства лишили родительских прав. "У меня, - рассказывает Коля, - есть еще младшие брат и сестра. Но их усыновили иностранцы и увезли из детдома. Им теперь за границей хорошо, а в Шуралах было плохо. Давали тарелку каши и два кусочка хлеба к чаю. Я не хочу туда возвращаться". А вообще родители есть почти у всех, кроме двух мальчишек. Правда, неблагополучные. Оттого и дети у них попрошайничали, клей нюхали, наркоманили. Но это-то Макаров сразу пресек. А вот с курением не сладил.
Дома ребята зовут Вениамина Петровича папой, а на сборах - только: "Так точно, товарищ командир". Из его прежних воспитанников 10 уже отслужили в армии. Хотя призывают не всех - отнюдь не по вине Макарова: у кого-то плоскостопие обнаружилось, а Лешу "забраковали" из-за судимости. Зато, например, Саша служил по контракту в составе миротворческих сил в Югославии, награжден медалью. Сейчас работает начальником охраны в фирме, у него уже двое детей.
Недавно Макаров с ребятами побывал в Москве. О цели приезда важно обронил: на прием в Министерство обороны. Российский детский фонд пригласил их в гости - попить чайку. Макаров окинул стол взглядом, говорит: "Вот это моя мечта - посадить всех в кухне и разом накормить. Дома едим в несколько смен". Тут, в Детском фонде, все и сфотографировались. В визитке, оставленной на память, написано: первая в России десантная семья. А под фамилией Макарова значится: "отец-командир, мать-героиня". И в шутку, и всерьез.