МЫ ЗАПОМНИМ ЕГО УЛЫБКУ

Вчера Малый театр проводил в последний путь Виталия Соломина

В 10 часов к парадному подъезду Малого театра выстроилась длинная очередь москвичей. Здесь были коллеги Соломина из других театров и люди самых разных профессий - простые зрители, которые, впервые поднявшись на прославленную сцену, могли поклониться праху любимого артиста и, может быть, единственный раз увидеть его так близко, но, увы, уже с навсегда закрытыми глазами.
А вверху висел огромный портрет улыбающегося, жизнерадостного Виталия Соломина, как бы вопрошающего: "А чего вы тут делаете"? Действительно, как-то не укладывалось в голове, что именно он лежит так тихо на той самой сцене, где в декабре прошлого года отмечали его 60-летие, и где он играл в "Дяде Ване" и "Иванове". Поэтому не случайно на заднем плане, за прозрачным занавесом виднелись декорации из этих спектаклей: стояло кресло, а на нем были брошены пальто и шляпа, как будто их хозяин ненадолго вышел и скоро вернется.
На панихиде в основном говорили актеры Малого, а Людмила Зыкина спела любимую песню Виталия Мефодьевича: "Сронила колечко со правой руки я". Все плакали. Плакали, потому что до последнего дня верили: он обязательно победит болезнь, выкарабкается, не может быть, чтобы медицина ХХI века не спасла его. Но, видно так ему на роду было написано: умереть в расцвете своего таланта. И во время спектакля "Свадьба Кречинского", за час до инсульта, он даже не подозревал, что делает последние шаги на подмостках родного театра.
Я смотрела на ссутулившегося, отстраненно молчаливого Юрия Мефодьевича и думала: чего ему стоит все это пережить, как, впрочем, и жене покойного, двум дочерям, маленькому внуку, о котором младший Соломин постоянно рассказывал на репетициях? В России большое горе всегда сплачивало людей, поэтому даже ярые противники Малого театра пришли на панихиду, не говоря уже о тех, кто снимался с ним в кино, выступал на радио. Алексей Баталов сказал, что, наверное, только в России актеры могут так работать почти бесплатно ради своего театра, во имя зрителей. И тысячу раз был прав директор театра Виктор Коршунов, заявивший, что если бы при жизни актерам столько уделяли внимания, как после их смерти, то, может быть, они бы не сгорали так быстро, перегружая себя работой ради хлеба насущного.
Говорят, у каждого актера есть странная мечта: умереть на сцене. И хотя Виталий Соломин умер в больнице, теперь можно сказать: он простился с жизнью на подмостках Малого театра.
Заканчивалась панихида звучащим из динамиков хором цыган из спектакля "Живой труп", где Соломин играл Федю Протасова. После этого траурная процессия отправилась в церковь Кирилла и Мефодия, где прошло отпевание, а потом на Ваганьковское кладбище. Вот и замкнулся жизненный круг прославленного сибиряка на московской земле. Но актерская династия Соломиных на этом не прекратится. Быть может, через энное количество лет на сцену Малого театра выйдет и внук Виталия Мефодьевича, и в его улыбке мы увидим улыбку деда, который так и останется в нашей памяти вечным балагуром, любителем всяких приключений и, конечно же, блистательным принцем королевства Малого театра.