ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ "ПАПАШИ МЮЛЛЕРА"

Директор ФБР Роберт Мюллер на специальной пресс-конференции, объявляя о начале структурной перестройки своего ведомства и методов его работы, начал с "приоритетов", изложенных четким белым шрифтом на голубоватом щите. Это дало повод одному из обозревателей назвать программу "десятью заповедями Мюллера".

Номером первым идет задача защиты Соединенных Штатов от террористических атак. Охрана прав граждан отодвинута на пятое место, после борьбы со шпионами, кибер-преступниками и с коррупцией "на всех уровнях".
Начал процесс "перестройки" агент отделения ФБР в Финиксе, штат Аризона, Кеннет Уильямс, который за два месяца до терактов послал в вашингтонскую штаб-квартиру доклад о том, что в местных летных школах обучаются восемь подозрительных выходцев с Ближнего Востока, не скрывающих неприязни к Америке. Правда, Уильямс сам недооценил важность своего сообщения, пометив его грифом "обычное", а не "срочное", но оно все равно должно было попасть в руки фебеэровского генералитета до того, как летающие бомбы ударили по Нью-Йорку и Вашингтону.
Но и высший эшелон ФБР не понял значение происходившего в Аризоне, что и засвидетельствовала еще одна служащая той же конторы - из Миннеаполиса, где 15 августа, почти за месяц до терактов, был арестован "20-й террорист" Закариас Массауи, которого сейчас судят в Александрии (штат Вирджиния). В своем письме агент с 20-летним стажем Коллин Роули уведомляла директора ФБР и комитеты обеих палат конгресса по разведке, что центр и местное руководство были своевременно информированы о марроканце Массауи, и, если бы сразу были приняты соответствующие оперативные меры, возможно, удалось бы обезвредить значительную часть его сообщников. Но нашлись законодательные зацепки, чтобы "не делать лишних движений". А когда сотрудники отделения в Миннеаполисе обратились за помощью к ЦРУ, то получили выговор за превышение полномочий. Роули прямо обвинила своего высшего начальника в том, что он неверно представляет общественности последовательность событий и тем самым ее дезинформирует.
В конгресс это письмо попало уже тогда, когда комитеты по разведке начали расследование по этому делу, пытаясь установить, кто, когда и что именно знал об акции, готовившейся Усамой бен Ладеном прямо на территории Соединенных Штатов.
Пока четко установлено одно: президент Буш не был поставлен в известность о сигналах насчет летных школ до того, как преступники совершили свое дело. Его оппоненты в конгрессе были вынуждены снять свои обвинения и переформулировать претензии. Теперь они звучат так: почему президент не был вовремя осведомлен о тревожных сигналах агентов ФБР?
Обозреватели отмечают, что разговор о реформировании агентства идет много лет, однако верхний эшелон молча его саботировал, и если бы не сигналы "стукачей" и не конгресс, то, возможно, до перестройки дело дошло бы еще не скоро. Хотя сам Мюллер, бывший калифорнийский прокурор, с бюрократией ФБР не связан (его утвердили за неделю до "черного вторника") и призван был Бушем именно для того, чтобы "встряхнуть" сыскную службу, но у него за напором навалившихся забот руки до перестройки по-настоящему не доходили. Да и старая иерархия как только могла сопротивлялась "новой метле".
Главных новшеств - четыре. В рамках агентства создается отдел по сбору разведывательной информации, который возглавит некий "профессионал" из ЦРУ. Штат отдела анализа увеличат на тысячу человек, они обязаны будут сотрудничать с ЦРУ не только на федеральном, но и на местном уровнях. Из разных отделов в подразделение по борьбе с терроризмом передают 480 агентов, и таким образом в нем будут теперь 3 718 человек. И, наконец, региональные отделения получат большую самостоятельность, они теперь могут начинать негласные контртеррористические расследования и необходимые операции без предварительного соизволения центра.
На пресс-конференции "папаша Мюллер" пообещал, что отныне ФБР будет действовать "не по принципу - реагирую на то, что очевидно, - а активно ищу то, на что следует реагировать". Как это воплотится в практику, покажет будущее. Стоит вспомнить, что в Миннеаполисе ФБР споткнулось (или сделало вид, что споткнулось, чтобы оправдать бездействие) о закон 1979 года, подписанный президентом Картером и принятый в связи с нарушениями, допущенными тогда ЦРУ в расследованиях. Закон, охраняя права граждан, предусматривал, что ордер на обыск может быть выдан только в случае, когда "органы" имеют доказательства, что готовится преступление.
Осталось неясным, сохраняют ли силу положения этого акта или руки спецслужб во имя борьбы с терроризмом волевым решением министерства юстиции, которому подчинены ФБР и ЦРУ, полностью развязаны. Во всяком случае, конгресс хотя и выражает недовольство ротозейством спецслужб, но пока закон 1979 года не аннулировал.