Номером первым идет задача защиты Соединенных Штатов от террористических атак. Охрана прав граждан отодвинута на пятое место, после борьбы со шпионами, кибер-преступниками и с коррупцией "на всех уровнях".
Начал процесс "перестройки" агент отделения ФБР в Финиксе, штат Аризона, Кеннет Уильямс, который за два месяца до терактов послал в вашингтонскую штаб-квартиру доклад о том, что в местных летных школах обучаются восемь подозрительных выходцев с Ближнего Востока, не скрывающих неприязни к Америке. Правда, Уильямс сам недооценил важность своего сообщения, пометив его грифом "обычное", а не "срочное", но оно все равно должно было попасть в руки фебеэровского генералитета до того, как летающие бомбы ударили по Нью-Йорку и Вашингтону.
Но и высший эшелон ФБР не понял значение происходившего в Аризоне, что и засвидетельствовала еще одна служащая той же конторы - из Миннеаполиса, где 15 августа, почти за месяц до терактов, был арестован "20-й террорист" Закариас Массауи, которого сейчас судят в Александрии (штат Вирджиния). В своем письме агент с 20-летним стажем Коллин Роули уведомляла директора ФБР и комитеты обеих палат конгресса по разведке, что центр и местное руководство были своевременно информированы о марроканце Массауи, и, если бы сразу были приняты соответствующие оперативные меры, возможно, удалось бы обезвредить значительную часть его сообщников. Но нашлись законодательные зацепки, чтобы "не делать лишних движений". А когда сотрудники отделения в Миннеаполисе обратились за помощью к ЦРУ, то получили выговор за превышение полномочий. Роули прямо обвинила своего высшего начальника в том, что он неверно представляет общественности последовательность событий и тем самым ее дезинформирует.
В конгресс это письмо попало уже тогда, когда комитеты по разведке начали расследование по этому делу, пытаясь установить, кто, когда и что именно знал об акции, готовившейся Усамой бен Ладеном прямо на территории Соединенных Штатов.
Пока четко установлено одно: президент Буш не был поставлен в известность о сигналах насчет летных школ до того, как преступники совершили свое дело. Его оппоненты в конгрессе были вынуждены снять свои обвинения и переформулировать претензии. Теперь они звучат так: почему президент не был вовремя осведомлен о тревожных сигналах агентов ФБР?
Обозреватели отмечают, что разговор о реформировании агентства идет много лет, однако верхний эшелон молча его саботировал, и если бы не сигналы "стукачей" и не конгресс, то, возможно, до перестройки дело дошло бы еще не скоро. Хотя сам Мюллер, бывший калифорнийский прокурор, с бюрократией ФБР не связан (его утвердили за неделю до "черного вторника") и призван был Бушем именно для того, чтобы "встряхнуть" сыскную службу, но у него за напором навалившихся забот руки до перестройки по-настоящему не доходили. Да и старая иерархия как только могла сопротивлялась "новой метле".
Главных новшеств - четыре. В рамках агентства создается отдел по сбору разведывательной информации, который возглавит некий "профессионал" из ЦРУ. Штат отдела анализа увеличат на тысячу человек, они обязаны будут сотрудничать с ЦРУ не только на федеральном, но и на местном уровнях. Из разных отделов в подразделение по борьбе с терроризмом передают 480 агентов, и таким образом в нем будут теперь 3 718 человек. И, наконец, региональные отделения получат большую самостоятельность, они теперь могут начинать негласные контртеррористические расследования и необходимые операции без предварительного соизволения центра.
На пресс-конференции "папаша Мюллер" пообещал, что отныне ФБР будет действовать "не по принципу - реагирую на то, что очевидно, - а активно ищу то, на что следует реагировать". Как это воплотится в практику, покажет будущее. Стоит вспомнить, что в Миннеаполисе ФБР споткнулось (или сделало вид, что споткнулось, чтобы оправдать бездействие) о закон 1979 года, подписанный президентом Картером и принятый в связи с нарушениями, допущенными тогда ЦРУ в расследованиях. Закон, охраняя права граждан, предусматривал, что ордер на обыск может быть выдан только в случае, когда "органы" имеют доказательства, что готовится преступление.
Осталось неясным, сохраняют ли силу положения этого акта или руки спецслужб во имя борьбы с терроризмом волевым решением министерства юстиции, которому подчинены ФБР и ЦРУ, полностью развязаны. Во всяком случае, конгресс хотя и выражает недовольство ротозейством спецслужб, но пока закон 1979 года не аннулировал.