ПОГИБ ПОД НОГАМИ ФАНАТОВ

Четырнадцатилетний Виталик Петухов мечтал стать хорошим футболистом. В спортивной секции подросткового клуба, где он занимался с осени прошлого года, его считали весьма способным. Но не будет уже никогда игрока с таким именем в нашем футболе. Виталик погиб. Его убили фанаты этой игры...

В Питере местный "Зенит" в почете. В дни игр стадион "Петровский" неизменно окрашивается в бело-голубые - чисто зенитовские - цвета. Это болельщики "вооружаются" флажками с эмблемой клуба, облачаются в фирменные шапочки и шарфы. Виталик тоже хотел приобрести такой шарф. Копил на него деньги, экономя на школьных обедах. Жила ведь семья на более чем скромную зарплату матери - специалиста садово-паркового хозяйства.
Тот субботний день середины апреля выдался в Петербурге ветреным, холодным. Но Петухова и его близкого друга Сергея Путаннина это не особенно огорчило. "Зенит" принимал московское "Динамо", матч обещал быть очень интересным - вот что было главным. Заскочив после школы домой всего на несколько минут, толком даже не поев, они отправились на "Петровский". Приехали немножко пораньше, чтобы, так сказать, "вжиться" в атмосферу спортивного праздника. Заглянули в летнее кафе близ "Петровского".
- Я возьму "колу" и мороженого, а ты займи место, - Сергей кивнул другу на свободный столик у входа. Хотел еще что-то добавить. Но не успел.
- Все произошло настолько стремительно, - он и сейчас не может спокойно говорить обо всем случившемся. - Я услышал какой-то странный гул. Оглянулся: прямо на нас с Виталькой неслась огромная толпа. В руках у большинства были палки, камни и даже железные прутья. Я отскочил в сторону, прижался к ларьку. А Виталий, видно, не успел ничего понять. Когда через несколько минут я подошел к нему, он...
Сергей говорить не может, плачет. Виталий Петухов, с которым он дружил с первого класса, которого знал общительным, веселым, довольно уравновешенным, стал жертвой разъяренной толпы людей, называющих себя футбольными фанатами. Они смели его, оказавшегося на пути, одним ударом железного прута по спине. Смели и понеслись дальше, бить "обидчиков" - таких же фанатов, как сами, но из столицы. Когда Путаннин подошел к Виталию, тот лежал навзничь на земле. Он еще дышал. Но изо рта пошла кровавая пена, а приоткрытые глаза застыли... Ему разорвали легкое.
Позже, вечером, уже после окончания футбольного матча, сотрудники Управления ГУВД Петербурга и области, которые "обеспечивали порядок" на "Петровском" и близ него, наконец удовлетворили требования журналистов, прознавших про драку меж фанатскими группировками двух столиц, и дали свои пояснения по
случившемуся. Суть их свелась к тому, что "да, драка была", но милиция вовремя вмешалась, в итоге "лишь несколько раненых с ушибами средней тяжести". "А погибший мальчик?" - не унимались журналисты. "Умер от передозировки наркотиками". Речь шла о восьмикласснике 170-й школы Красногвардейского района Виталии Петухове.
На этой версии смерти ребенка милиция настаивала еще пару дней. Потом обнародована была новая: "эпилептический удар".
- Мне позвонили около восьми вечера. Я только вернулась из магазина, хотела приготовить на ужин сыну что-нибудь вкусненькое, ведь то был для него праздничный день, - рассказывает мама погибшего Татьяна Анатольевна Петухова. - Звонивший представился дежурным 71-го отделения милиции Петроградского РУВД, просил приехать к ним. Я удивилась: зачем? Приезжайте, был ответ, по телефону сказать не можем. Я не знала, что и думать. Решила, с кем-то подрался мой сын. Хотя он не был драчуном, но мало ли что... Когда приехала в отделение, меня завели в отдельную комнату и там сообщили, что Виталик умер. Все допытывались: чем он болел - эпилепсией, астмой? Но мой ребенок был здоров!
В шоке от случившегося и в 170-й школе, где учился Виталий. Его классный руководитель Татьяна Юрьевна Шрамко сразу и категорически отвергла версию милиции о наркотической передозировке.
- Петухов не был "трудным" подростком, - говорит она. - Нормальный мальчик. Не отличник, но и не двоечник. Из всех предметов больше всего любил математику и физкультуру. По физкультуре был одним из лучших в классе. Я знала его семью. Два старших брата уже взрослые, мать постоянно на работе. Он помогал ей, все делал по дому, был настоящей надеждой и опорой. Какие наркотики?.. Мне вообще странно, что человек пошел смотреть футбол и вдруг - погиб. Как такое могло произойти в мирное время, в городе, считающемся "культурной столицей"?
Трагедия взбудоражила весь Петербург. Никогда прежде здесь подобного не бывало. Многие незнакомые люди звонили Петуховой, выражая ей соболезнование и желание помочь. Вызвался помочь и футбольный клуб "Зенит". Все заботы по организации похорон мальчика взяли здесь на себя. Да и после них не забыли о несчастной матери. И только в ГУВД все ищут виноватых там, где их нет. Милиция не желает признавать свои ошибки в организации охраны общественного порядка.
А ведь сколько раз уже ошибались за то время, что работают "на "Зенит"!.. Несмотря на почти 1,5 тысячи своих и ОМОПа сотрудников, регулярно в дни футбольных матчей дежурящих на стадионе и близ него, серьезные происшествия случаются регулярно.
В прошлом году на близлежащей к "Петровскому" улице был избит радиожурналист. Милиция "подоспела", когда мужчина уже лежал на земле и пьяные "болельщики" мутузили его ногами. Под конец того же прошлогоднего сезона непосредственно у стадиона несколько прохожих пытались разнять дерущихся фанатов, не дожидаясь милиции. В результате сами пострадали, получив ушибы и синяки, да еще в отделение попали как нарушители общественного порядка!
Примеры можно множить. Их немало. Ни в одном случае органы правопорядка себя в чем-то виновными не признали. Что удивляться апрельской трагедии? Она, похоже, была - раньше или позже - неизбежна, ведь все предыдущие ЧП остались для людей в форме лишь "эпизодами", выводов из них сделано не было.
Лет 15-20 назад на наших стадионах и во дворцах спорта "активно болеть" запрещалось. Контролеры и милиция бдительно следили, чтобы зрители "сидели смирно". Выражать свою любовь к команде можно было лишь аплодисментами. Не дай Бог, если кто свистнет, недовольный игрой или результатом, - тут же уводили с трибуны. Плохо? Не очень, конечно, хорошо. Для того ведь и приходят люди на стадион, чтобы отдохнуть, расслабиться, дать выход эмоциям. Потом, с начала девяностых, кинулись у нас в другую крайность, переняв у Западной Европы почему-то самое плохое. Там фанаты разукрашивают себя с ног до головы - и мы будем! У них дерутся, бьют окна близлежащих домов, ломают кресла на стадионах - почему нам нельзя? И никто не объяснит таким горе-болельщикам, что это - что угодно, только не любовь к спорту. Просто хватают за шиворот, сажают в "кутузку", бьют, возбуждая ненависть к людям в форме, вызывая на ответную жестокость.
Нам бы всем (и нашей милиции тоже) помочь болельщикам, научить их культуре поведения на стадионе, спрашивая по строгости с кого надо, выявляя агрессивных заводил. А мы мало того что не учим, но и сами не учимся воздействовать на эту толпу хмельных в своем безудержном фанатизме парней. Мы оказались у них в плену...