Давайте не будем играть в слова. Акцизы - те же налоги, только собирают их по-другому, чем тот же подоходный налог. Они закладываются в отпускные цены, а перечисляют их в бюджет производители и продавцы. Конечным плательщиком при этом все равно выступаем мы с вами - потребители. Купили вы, например, бутылочку "беленькой" - а на ней налеплен килограмм "бумаги", то бишь акцизных марок. Вот эти-то полиграфические миниатюры и составляют львиную часть цены, скажем, крепких спиртных напитков.
До недавнего времени акцизы на табак у нас были самые низкие в мире - 5-7 процентов от цены табачной продукции. Однако в августе прошлого года их предложили увеличить на 20 процентов. Затем в конце 1999 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах", в соответствии с которым акцизы на большую часть табачных изделий были увеличены на 100 процентов. Теперь собираются увеличить их еще в два раза.
Между прочим, сегодня в России производится примерно 270-280 млрд. сигарет и папирос в год (14 млрд. пачек), а поступления в бюджет от акцизов на табак составляет около 2 миллиардов рублей в год.
Что касается акцизов на бензин, то ситуация с их повышением пока неясная. На прошлой неделе кабинет министров предложил ввести акцизы на дизельное топливо и на автомобильные масла, примерно в шесть раз увеличив ставки акцизов на автомобильный бензин. По расчетам правительства, эта мера могла бы привести к росту розничных цен на бензин примерно на 28-30 процентов.
По данным независимых экспертов клуба "Афина" (ранее экспертный совет при Минтопэнерго РФ), акциз на высокооктановый бензин увеличится с 585 до 3510 рублей за тонну, низкооктановый - с 455 до 2950 рублей за тонну, ставка акциза на дизельное топливо составит 510 рублей за тонну, автомасла - 1500 рублей за тонну. Эксперты клуба "Афина" считают, что увеличение акцизов на бензин в 6 раз вызовет рост цен на него на 60-70 процентов. Кроме того, увеличение акцизов неизбежно вызовет рост цен на дизельное топливо, потребление которого увеличится.
Однако уже 30 мая руководитель экономической экспертной группы при Министерстве финансов Аркадий Дворкович заявил, что акцизы на бензин могут быть сохранены неизменными при условии, что экспортные пошлины на нефть не будут снижены. "Если даже цена на нефть упадет до 19-20 долларов за баррель, то и тогда нефтяники смогут продолжить платить нынешние пошлины", - заявил он. Однако, отметил Дворкович, с нефтяниками существует договоренность, согласно которой при снижении цены на нефть ниже 18 долларов за баррель должны уменьшаться и экспортные пошлины. В этом случае повышение акциза на бензин станет компенсацией потерь бюджета.
Означает ли активизация усилий правительства по повышению ставок эффективных налогов (доля акцизов среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет составила в январе-феврале 2000 года 10,8 процента) возможность усиления инфляционных процессов в ближайшем будущем? Все может быть. Однако вряд ли рост цен будет очень сильным. Дело в том, что мощным ограничителем в данном случае выступает большая безработица среди населения. Сегодня она составляет 11,7 процента (хотя официально - всего 1,7 процента). Если у людей нет даже источников доходов, то цены на товары не могут расти.
Смущает другое. Широковещательно заявленная налоговая реформа на наших глазах может превратиться в очередное усиление налогового пресса. Оно и понятно: нашему государству куда сподручнее отбирать, чем отдавать. Так что не верьте обещаниям, верьте делам.