Мастер-классы от звезд нашего периода

У Валентины Талызиной и Людмилы Максаковой появились бенефисные спектакли

Грянувший в 2020-м коронавирус спутал многие театральные планы – например, не дал некоторым актерам отметить круглые даты так, как это следовало бы сделать. Но сейчас для двух юбилярш того непростого года в ведущих московских театрах все-таки поставили бенефисные спектакли. Речь о Валентине Талызиной и Людмиле Максаковой. К сожалению, актеров того поколения и уровня мастерства остается все меньше. Тем ценнее их новые работы и опыт, который они могут передать более молодым коллегам.

Островский бессмертен, Талызина – неувядаема

Валентина Талызина в Театре им. Моссовета выбрала для себя роль Мурзавецкой в пьесе Островского «Волки и овцы», поставить которую попросила Игоря Яцко. Сама предложила и актерский состав, против которого режиссер не стал возражать. Буквально каждый образ ярок и значим: здесь ведь несколько главных героев. Для Купавиной (Марина Кондратьева) и Глафиры (Анастасия Тагина) знаменитая театральная волшебница – художник Виктория Севрюкова придумала роскошные пышные платья и шляпы. Обе женщины в спектакле выглядят моложе своих лет, и Талызина, кажется, сама любуется их блистательностью, опровергая теории о том, что ведущие актрисы театров ревнивы и недобры к своим более молодым коллегам.

Есть в спектакле и сцена, специально посвященная бенефициантке: когда Мурзавецкая вспоминает молодость, на стене за ней проецируются фотографии Талызиной в соответствующем возрасте. Вообще в постановке много юмора, пения — сама Валентина Илларионовна исполняет романсы на пару с актером и певцом Андреем Анкудиновым, играющим любимого племянника ее героини. В общем, зрителей, пришедших на «Волков и овец» ради Талызиной, разочарование не ждет. И это несмотря на все испытываемые актрисой физические сложности. На сцену ее вывозят то в красивой повозке, то в кресле на колесиках. Правда, один раз Талызина уходит за кулисы сама, а в сцене, где Беркутов (Александр Яцко) разоблачает аферы Мурзавецкой, она в прямом смысле ползает у него в ногах, не щадя себя. Сам спектакль поставлен близко к первоисточнику, не теряя оттого своей остроты. Поражает зомбированность «овец» – богатых Лыняева (Александр Бобровский) и Купавиной, буквально бросающихся в объятия к волкам — Глафире и Беркутову, и с восторгом принимающих предложения, грозящие впоследствии обернуться для них плачевно. Звучит крайне актуально: подобных примеров в жизни очень много, но кто волки, кто овцы, каждый решает для себя сам.

В оперу на Максакову

Кажется, возраст не властен над элегантной актрисой (Мария Каллас - Людмила Максакова). Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Вахтангова

Пьесу «Мастер-класс» драматург Терренс Макнелли написал под впечатлением от работы Марии Каллас в Джульярдской школе в Нью-Йорке. Певице тогда не было и 50-ти, а умерла она, как известно, в 53. Исполняющая в Театре им. Вахтангова роль Каллас Людмила Максакова значительно старше, но, кажется, возраст над элегантной актрисой абсолютно не властен. Во всяком случае, тему любви Каллас к Аристотелю Онассису она передает весьма волнующе. Дело в том, что режиссер Сергей Яшин включил в спектакль фрагменты писем, которые певица до конца жизни писала к покинувшему ее возлюбленному, но при этом никогда не отправляла их. Когда Максакова читает эти любовные послания, вспоминаешь ее героиню, роковую Паолу, из потрясающего спектакля Виктюка «Дама без камелий» тридцатилетней давности, от которого мурашки бежали по коже.

Вообще в спектакль о Марии Каллас актриса привносит очень много своего, личного. Недаром после представления она сказала журналистам, что посвящает эту работу дому №7 в Брюсовом переулке. Там жили солисты и дирижеры Большого театра, в том числе мама актрисы Мария Петровна Максакова, которая, как и Каллас, была легендарной оперной певицей с очень непростой судьбой. Ее дочь в спектакле играет трагедию не только любви, но и гения, чья карьера закончилась раньше, чем ей хотелось бы.

Репетируя с учениками, Каллас вспоминает свою жизнь: голодные годы учебы, дебют в 18 лет в «Тоске» перед нацистами в Афинах, постоянное ощущение зависти и недоброжелательства со стороны коллег. При этом сама певица отнюдь не выглядит кроткой овечкой: своей требовательностью она доводит студенток до слез, и им действительно сочувствуешь. В свое оправдание Каллас говорит, что и себя в работе она никогда не жалела. И, слегка помучив учеников, делится с ними драгоценными секретами мастерства. В спектакле заняты молодые актеры театра — Евгения Ивашова, Евгений Кравченко, Мария Волкова, Алексей Петров, а также Олег Макаров, играющий сразу несколько ролей, в том числе и Аристотеля Онассиса.