Иван Кудрявцев: Русский детектив - такой же бренд, как балет

Член жюри премии «Русский детектив» рассказал, откуда эта любовь к криминальным сюжетам

Все мы любим детективы, только не все в этом признаются. По данным Российской книжной палаты, именно у авторов — представителей этого жанра в минувшем году были наибольшие тиражи. Ну а премия телеканала «Русский детектив» успела стать заметным явлением на отечественном горизонте. Недавно открылся прием заявок на участие в третьем сезоне «Русского детектива». Откуда эта любовь к детективным сюжетам и каких сюрпризов стоит ждать от соискателей премии, рассказывает «Труду» один из создателей проекта и член жюри, директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое Телевидение» (ВГТРК и «Ростелеком») Иван Кудрявцев.

— Иван, чем вы объясняете нынешний рост интереса россиян к детективам?

— Все больше тех, кто делает выбор в пользу так называемых медленных медиа — предпочитает проводить свободное время с книгой или фильмом, а не блуждать в интернете. Поэтому и появилась масса многосерийных лент, и возрождается большой роман, в том числе детективный.

— Психологи сходятся на том, что детективы гармонизируют психику. Но какое может быть успокоение от описания грабежей и убийств?

— В начале любого детектива мы наблюдаем хаос, беспорядок, разрушение, но вместе с героем шаг за шагом собираем по крупицам разбитый витраж. В какой-то момент картина вдруг складывается, гармония восстанавливается, что приносит читателю и зрителю удовольствие и успокоение. В этом и есть терапевтический эффект.

— А как случилось, что телеканал учредил конкурс, где отмечают не только фильмы, но и литературные произведения?

— Подобные премии давно уже есть у американцев, японцев, англичан. А у нас такого не было, хотя детективный жанр развит и постоянно выдвигает новые имена. Не хватало и авторитетного источника, предлагающего ежегодные рейтинги, из которых люди бы узнавали, что именно рекомендуется читать и смотреть. Эту роль взяла на себя премия «Русский детектив». Идею поддержала издательская группа «Эксмо-АСТ», ставшая нашим партнером. И мы получили потрясающий отклик от авторов детективов, режиссеров и прокатчиков.

Призы ждут своих обладателей

— Финалистом премии 2020 года стала Дарья Донцова, лауреатом — Александра Маринина. Насколько нуждаются в поощрении такие маститые авторы?

— Если бы награждались только талантливые дебютанты, Стивен Спилберг никогда бы не получил свои три «Оскара», а Фрэнсис Форд Коппола — две «Золотые пальмовые ветви». Задача любой премии — давать ориентиры. Но у нас есть и номинация «Открытие года», знакомящая публику с новыми именами. В первом сезоне ее лауреатом стала Лиза Лосева с книгой «Черный чемоданчик Егора Лисицы», покорившая жюри обаянием авторского стиля и ретроантуражем. Финалистом тогда стала Вера Арье с произведением «Сердце мастера». Год назад звание лауреата получил Александр Руж с книгой «Зов Полярной звезды», кроме того в финал вышли Эльдар Бродвей с «Лучшим другом» и Тоня Твист с «Рождественским подарком». В ноябре мы рассчитываем объявить новых победителей.

— Многих удивил топ-10 авторов «Эксмо» в детективном жанре за прошлый год: Агата Кристи оказалась на второй строчке, а первую заняла Дарья Донцова. Это как?

— В глобальном охвате Донцова на победу над Кристи, конечно же, пока не претендует, а вот в классике русского детектива место в топе ей уготовано. К тому же, в отличие от Агаты, Дарья продолжает работать, и читатели покупают ее новые произведения. Важно и то, что книги Донцовой понятны большому кругу читателей, снобизм автору чужд, а ее лирические герои на редкость откровенны. Что касается Кристи, то она, как и детективная классика в целом, будет популярна всегда, и переиздание ее книг остается делом прибыльным.

— Можете привести пример современного интеллектуального детектива, написанного хорошим слогом?

— Мне очень понравился лауреат прошлого сезона в категории «Лучший иностранный детектив» — книга «Жало белого города» Эвы Гарсиа Саэнс де Уртури. Это произведение крепко рифмуется с работами Дэна Брауна, в нем много местного фольклора, преданий. Действие разворачивается в испанской глубинке, что само по себе потрясающе колоритно. Обожаю путешествовать вместе с детективом туда, где сам я никогда бы не оказался. А если говорить о кино, то люблю мрачноватые детективы, где действие медленно разворачивается, — такой жанр называется «тлеющим». Что-то вроде американского сериала «Настоящий детектив», являющегося для меня ориентиром.

— Почему среди самых известных авторов детективов в последнее время преобладают женщины?

— Эмансипируется сама профессия следователя, в ней становится меньше барьеров для женщины. В целом же феминизация связана с новым этапом глобальной технологической революции. В будущем многие процессы станут управляться искусственным интеллектом, а для него не так важно, какого пола человек ставит ту или иную задачу. Кстати, по количеству женщин-авторов детективов, мне кажется, Россия даст фору Западу.

— Как думаете, почему в центре детективного повествования чаще стоят люди состоятельные, богатые, а не «из народа»? Про таких интереснее читать?

— Герой всегда образ динамический, привлекающий внимание происходящими в нем переменами. Поэтому мы любим истории — превращения «из грязи в князи» или наоборот. Или вот, например, знаменитый герой Акунина Эраст Фандорин: рафинированный интеллигент, офицер, красавец, ловкач. Но в какой-то момент его собственный мир разбивается в прах, и герой должен, расследуя дело, найти для себя новые точки опоры, стать сильнее.

— А способны ли детективы поднимать острые вопросы сегодняшнего бытия — например, социального неравенства, чиновничьего произвола, утверждения силы над законом?

— Случается, поднимают и такие вопросы. В прошлом году в номинации «Лучший фильм» победила картина «Майор Гром», этакий экшен-комикс для молодежи и подростков. Там, если помните, в городе объявляется некий народный мститель, называющий себя Чумной Доктор. Он вершит свой суд самовольно, жестоко — и получает поддержку тысяч сторонников, тем самым повергая город в хаос и ставя его на порог гражданской войны. Ему противостоит майор Гром, олицетворяющий закон. Постепенно мы понимаем, что даже на первый взгляд правое дело, ведомое без суда и закона, может зайти совсем не туда, куда надо. Куда уж актуальней!

Финалистка первого сезона премии «Русский детектив» в номинации «Открытие года» Мария Шенбрунн-Амор (роман «Вкус Парижа»)

— Во всем мире известны детективы английские, французские, скандинавские, японские. А можно ли говорить о таком явлении, как русский детектив?

— Не только можно — он со времен Достоевского в фокусе неусыпного внимания издателей и читателей всего мира. Шедевры жанра переводятся на десятки языков, экранизируются. Более того, само название нашей премии — в каком-то смысле знак качества. Русский детектив — такой же бренд, как балет, он питается от корней нашей великой литературы, в самых успешных образчиках жанра угадывается ее дух.

— Вы помянули Достоевского, но, по-моему, сегодня авторов такого уровня у нас нет. Или я ошибаюсь?

— Думаю, они скоро появятся. Так уж заведено, что большие писатели рождаются в бурные, турбулентные времена, на стыке эпох.

— Насколько востребован сейчас русский детектив на Западе?

— В основном в виде киносериальной продукции. До недавних пор она пользовалась нарастающим, порой просто взрывным спросом на зарубежном рынке. Достаточно вспомнить успех сериала «Эпидемия», ставшего первым российским проектом, вошедшим в основной конкурс фестиваля Canneseries в Каннах. Кстати, роман Яны Вагнер «Вонгозеро», по которому снята лента, переведен на 12 языков. Платформа Netflix приобрела права на фильм «Серебряные коньки» — сказочную историю с элементами детектива. Уверен, когда минует нынешний кризис, спрос на русский контент будет вновь расти.

— У вашей премии в этом году появилась новая номинация «Лучший иностранный многосерийный фильм». И это в пору всевозможных бойкотов со стороны западных компаний...

— Зарубежное кино останется с нами. Голливудские студии-мейджоры заявили лишь о приостановке своей деятельности на нашем рынке, независимые дистрибьюторы сейчас ищут возможность выхода на него. Их количество исчисляется сотнями, и это не только американские и европейские компании, но и корейские, китайские, индийские, турецкие, латиноамериканские. Так что нас еще ждет много сюрпризов.

— Помогают ли детективные истории сделать читателей тоньше, умнее, человечнее?

— Как и всякая хорошая литература! Иногда детективы называют низким жанром, но это несправедливо. В каждой нише есть произведения качественные и не очень. Вопрос в том, способны ли они впечатлить читателя и зрителя. Ради поиска таких книг и сериалов мы и запустили премию «Русский детектив».