От Шуберта до Бартока

10 апреля в Малом зале «Зарядья» состоится выступление одного из лучших европейских квартетов

«Игру французского струнного квартета Diotima отличает элегантность, безупречное чувство стиля, универсальность идей в плане выбора музыкальных произведений», – пишет журнал «Музыкальная жизнь», и с этой оценкой соглашается большинство тех, кто слышал выступления известного парижского коллектива.

Квартет Diotima – один из самых значительных и востребованных камерных ансамблей современности. Коллектив создали в 1996 году выпускники Парижской и Лионской консерваторий. Музыканты – желанные гости Берлинской филармонии, лондонского Вигмор-холла, Венской филармонии и других престижнейших площадок мира, а также всех главных музыкальных фестивалей планеты.

В названии квартета заключен особый смысл. Во-первых, Диотима – вымышленное имя, которым немецкий поэт-романтик Фридрих Гёльдерлин называл свою музу Сюзетт Гонтар. Во-вторых, это слово встречается в заглавии композиции итальянского авангардиста второй половины ХХ столетия Луиджи Ноно Fragmente Stille, an Diotima (т. е. «Фрагменты тишины, по Диотиме»). Тем самым музыканты определяют два основных направления своей работы – романтизм прошлого и композиторский поиск последних ста лет. Многие сочинения самим своим появлением обязаны французскому квартету – речь о композициях Тристана Мюрая, Альберто Посадаса, Жерара Пессона, Тошио Хосокавы, Хельмута Лахенмана, написанных именно для этого коллектива.

Эту двоякую направленность отражает и московская программа, которую гости сыграют 10 апреля в зале «Зарядье». В первом отделении прозвучит квартет №4 Белы Бартока (сочинение 1920-х годов), во втором – квартет «Смерть и девушка» Шуберта, созданный на сто лет раньше.