«Милый Ханс» против «Батальона»

Сегодня вечером вынесет свой вердикт премия «Ника»

Как академики старейшей кинопремии страны разложат призовой пасьянс, станет известно ближе к полуночи. Но несколько лауреатов «Ники» были объявлены заранее. Так, обладателем премии в престижнейшей категории «Честь и достоинство», которая с этого года носит имя Эльдара Рязанова, станет знаменитая актриса Алиса Фрейндлих. Почетной награды «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» удостоится главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. А специальный приз Совета академии «За выдающийся вклад в отечественное телевидение» получит режиссер Константин Худяков, прогремевший недавно телефильмом «Однажды в Ростове».

Что касается остальных номинаций (а их 16), то предугадать вердикт академиков очень сложно. Неожиданностью стало уже то, что в шорт-листе «Ники» оказались едва ли не все фавориты недавно прошедшей премии «Золотой орел»: «Батальон» Дмитрия Месхиева, «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого, «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина: Все-таки в прежние годы различия между «Никой», приверженной, как считалось, либерально-демократическим ценностям, и премией «Золотой орел», ориентированной на державно-патриотический тренд в кино, были существенными и бросались в глаза. Сейчас эти различия смазались, более того, «Золотой орел» все чаще позволяет себе фронду.

Так, в прошлом году на «Золотом орле», где ожидаемо победил «Солнечный удар» Никиты Михалкова, остросоциальный фильм «Левиафан» встретил куда более теплый прием (четыре приза, включая приз за режиссуру), чем на «Нике», где фильм Андрея Звягинцева получил всего две актерские премии. Да и в нынешнем году все ожидали, что «Золотой орел» возьмет под свое крыло фильм «Батальон», но в итоге победу неожиданно отпраздновала изящная, легкая, временами даже легкомысленная картина «Про любовь» Анны Меликян. Вот и делай тут прогнозы...

Тем не менее, не думаю, что в главной номинации «Лучший фильм» академики «Ники» проголосуют за один из (воспользуемся определением министра культуры Владимира Мединского) патриотических блокбастеров. Все-таки от этих лент и стоящих за ними фигур веет тематическим планированием, социальным «заказом». Не думаю, что удача улыбнется и Станиславу Говорухину, только что отметившему 80-летие. Его фильм, основанный на судьбе и прозе Сергея Довлатова, небезупречен по драматургии. В нем блеклый главный герой, в котором мы должны узнать — и не узнаем! — фигуру самого опального писателя. Да и далеко не опальный режиссер Говорухин воспринимается многими коллегами скорее как политбоец, партийный функционер, нежели как самостоятельная творческая единица. И, наконец, не думаю, что академики захотят буквально продублировать расклад «Золотого орла», так что шансы фильма «Про любовь» на лавры «Ники» тоже невелики.

В этой ситуации резко вырастают акции фильмов «Страна Оз» Василия Сигарева и «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. Первая картина — по жанру это черная, абсурдистская комедия — является независимым проектом, которому Министерство культуры не выделило ни копейки на производство и прокат. Второй ленте, в метафорической манере воспроизводящей грозовую атмосферу предвоенных лет, тот же Минкульт еще на стадии сценария чинил всяческие препоны, обвиняя в искажении истории и прочих грехах.

Тогда фильм спасла кинопресса, заступившись за одного из лучших сценаристов и режиссеров нашего кино. Картину, пусть и с большими трудами, удалось сделать. Разумеется, никаких идеологических изъянов в ней не обнаружилось. Более того, «Милый Ханс...» представлял российское кино на прошлогоднем Московском фестивале, а на днях фильм получил сразу пять наград Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон», в том числе призы за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшую операторскую работу и лучшую мужскую роль. Больше шансов, что академики «Ники» солидаризуются с критиками, чем с непопулярным в их среде министром культуры, который, кстати говоря, ни разу не удостоил церемонию старейшей российской кинопремии своим посещением.