Движение «СтопХам» объявлено несуществующим. Похоже, хамам на дороге дана отмашка: «Хамить можно!»
Московским властям пришлось не ко двору общественное движение «СтопХам», созданное еще шесть лет назад борцами за соблюдение ПДД. Движение вычеркнули из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), тем самым объявив несуществующим. Но это неправда. Оно существует. И мешает прежде всего хамам на дороге.
Большинство СМИ поспешили объявить о ликвидации движения. Но, как заявляет его координатор Сергей Чугунов, «СтопХам», насчитывающий несколько тысяч активных волонтеров и почти полмиллиона сторонников, живее всех живых. И продолжает действовать — как любое общественное объединение, «созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан» (Федеральный закон № 82-ФЗ от 19 мая 1995 года).
Впрочем, потеря статуса юрлица принесет «побочные издержки». Лишившись регистрации, «СтопХам» не может претендовать на получение грантов (в прошлые годы присуждались гранты президента РФ в 4,6 и 8 млн рублей). Зато и к движению нельзя предъявить претензии, моральные или материальные: если кого-то нет, с кого спрашивать?
А предъявить хочется многим, но желательно непублично. Впервые движение прославилось в 2012 году после конфликта его активистов с супругой заместителя полпреда Чечни при президенте РФ Тамерлана Мингаева. Спор перешел в драку с участием сына чиновника Ислама Мингаева и его друзей, продолжился уголовным делом о хулиганстве и закончился увольнением отца семейства с высокой должности — в связи с «некорректным поведением его супруги».
Годом позже должности лишился глава управы района Марьино Александр Сморяков, и тоже из-за жены: активисты «СтопХама» мешали супруге проехать на Range Rover по тротуару, и тогда дама проехала по активистам.
В нынешнем феврале в драку с общественниками «СтопХама» полез именитый спортсмен, олимпийский чемпион по спортивной гимнастике полковник Алексей Немов. И так далее.
Напомним, что движение борется с нарушителями правил дорожного движения: ездой на автомобилях по тротуарам, парковкой в неположенном месте и т. д. Методы борьбы простые, но эффективные. Это наклейка на лобовые стекла стикеров с текстом: «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу», а также видеосъемка с последующим размещением роликов в интернете.
Нравилось это не всем. Депутат Госумы Дмитрий Носов, держа нос по ветру, обвинял активистов в «антироссийской пропаганде за границей».
Его коллега — председатель думского комитета Ярослав Нилов — возмущался, что организация действовала «на грани фола». А глава столичного департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Алексей Майоров предупреждал: обиженные «СтопХамом» граждане «могут в перспективе выиграть дело в суде».
Но заметьте: ни один обиженный «СтопХамом» гражданин в суд не пошел. Ведь там пришлось бы прилюдно рассказать, за какие заслуги на его лимузин наклеили позорящий стикер и при каких обстоятельствах его самого засняли на видео для показа в интернете.
В итоге в суд пошли не граждане, а власти. Обвинив «СтопХам» в регулярном непредоставлении в Минюст отчетов о своей деятельности. То есть по совершенно бюрократическим основаниям вычеркнули массовую общественную организацию из официальных списков! В действительности же, как считают волонтеры движения, неугодными они оказались именно потому, что угождать не хотят никому. В отличие от дорожных инспекторов в погонах, людей на государевой службе, на этих общественников не действуют высокие чины и звания, блатные автомобильные номера или неприкасаемые техталоны. Они никому не подчиняются — то есть, получается, никакой управы на них тоже нет.
А такого власть терпеть не намерена.
«Власти Москвы не заинтересованы в таких действиях», — открыл секрет депутат Ярослав Нилов. И действительно, зачем властям общественная инициатива, которой совершенно невозможно управлять, приказывать и тем более — манипулировать? «Поэтому были приняты определенные меры группой лиц, о которых я не могу рассказать по телефону», — признался депутат Дмитрий Носов.
Не помогла волонтерам даже публичная похвала Владимира Путина, заявившего в августе-2013 на Селигере: «Вы делаете очень важное и доброе дело — боретесь с хамством!» Ныне, уже после запрета, в поддержку волонтеров проголосовало большинство слушателей популярной радиостанции. Но власть у нас — всегда из меньшинства.
И теперь, видимо, активистов движения «СтопХам» ожидает незавидная участь: их попытаются просто бить. Под предлогом «вы незаконные». Бить будут те самые хамы, число которых движение пыталось уменьшить. И даже поначалу преуспело.
Теперь дана другая отмашка: «Хамить разрешается!»