Сериал «Гетеры майора Соколова» на Первом канале представляет собой крепко сколоченный боевик, где мало любви и много стрельбы
Первый канал показал неплохой сериал «Гетеры майора Соколова». Несмотря на фривольное название, он представляет собой крепко сколоченный боевик, где мало любви и много стрельбы. В центре сюжета, как это вообще часто бывает в сериалах последних лет, — сотрудники НКВД, своими особыми методами сражающиеся с врагами Родины.
Действие сериала разворачивается в 1939 году в Крыму. Там главный герой, майор Соколов, сколачивает группу из пяти девушек, обладающих разносторонними талантами, чтобы с их помощью раскрыть сеть террористической антисоветской организации. Многим зрителям показалось, что режиссер «Гетер» Бахтиер Худойназаров некоторые сюжетные ходы и даже отдельные сцены позаимствовал из любимых советских фильмов. Пять девушек-бойцов с мужчиной во главе — не напоминает ли это «А зори здесь тихие»?! А своими приглушенными тонами сериал вроде слегка смахивает на «Место встречи:». Кому-то даже сериальная музыка сильно напомнила главную музыкальную тему из фильма «Свой среди чужих...». Спорные суждения. Но даже если это и так, «Гетеры» все равно получились.
Безусловный плюс фильма — игра Андрея Панина. Он не дожил до окончания съемок, из-за чего авторы сериала пошли на изменение сюжета и раньше времени «убили» Соколова. Финальный титр свидетельствует о том, что «Гетеры» посвящены памяти артиста.
Хороши Гармаш и Смольянинов, неплохи и девушки. Каждая по-своему.
Разбирать же сюжет на предмет его правдоподобия особого смысла не имеет. Как, впрочем, и в случае со многими другими сериалами, в центре которых работники советских спецслужб 30-50-х годов. «Убить Сталина», «СМЕРШ», «Апостол» и другие — как много их появилось в последнее время! Я, конечно, не допускаю и мысли, что перед нашими сериальщиками поставлена задача реабилитировать особистов всех мастей в глазах народа. Но как-то у них сами собой получаются образы людей с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками. Не без некоторых издержек профессии, конечно.
Вероятно, все эти энкавэдэшные сюжеты столь же далеки от реальности, сколь и сюжеты некоторых военных сериалов, где наши солдаты показаны этакими непобедимыми Рэмбо. Зато и тут и там интригу можно накрутить — мало не покажется. Что, собственно, осуществлено и в «Гетерах».
Как это ни парадоксально, на руку сериалу сыграли и события, разворачивающиеся сегодня вокруг Крыма. Сначала зритель слушал Екатерину Андрееву, рассказывающую во всех подробностях о происходящем на полуострове. А потом — вот он, вполне русский Крым 75-летней давности. Этакая связь времен.
Кстати, о политике. Кажется, ни одна серия «Гетер» не началась вовремя. Все — с задержкой примерно на полчаса. Это вообще стало на ведущих федеральных каналах правилом «хорошего тона»: изо дня в день надувать зрителей, указывая в программе передач одно время начала сериалов и шоу, следующих за вечерними новостями, и каждый раз сдвигая его по собственному усмотрению. Да-да, понимаю. Важность момента и все такое. Иногда не то что получаса мало — и полутора может не хватить. Но есть в этом сдвигании какое-то неуважение к зрителю. Мол, мы лучше тебя знаем, что важнее. А если тебе не интересно про Крым и политиков, а интересно про крымских гетер, так это твои проблемы.
Но ведь нынешние крымские-то события не в одночасье начались. И не завтра утихнут. Ну что бы в программах канала заявить, скажем, час на «Время» и полтора на «Вести»? А если важнейших событий на такой хронометраж не хватит, поставить в освободившийся отрезок эфира что-нибудь позитивное. Про детенышей в зоопарке, например. Такие-то сюжеты всегда в запасе есть! Зато так будет честнее по отношению к зрителю.