Хочешь работать — учись играть

Компании обучают сотрудников с помощью игровых бизнес-симуляций

На смену стандартным собеседованиям и введению нового сотрудника в должность приходят игровые методы обучения.

Компания Volkswagen будет обучать сотрудников в Ганновере с помощью электронной игры. Программа GATSCAR позволит получить новые технические знания и приблизит участников к реальным условиям работы, моделируя ситуации по ремонту автомобилей.

По данным исследования тренинговой компании RECONT совместно с порталом Trainings.ru, около 40% компаний в России уже используют бизнес-симуляции в процессе обучения сотрудников. «Взрослые люди доверяют только собственному опыту, теоретическая информация как рассказ о чужой практике часто воспринимается в штыки. Эта особенность и делает игровое обучение популярным», — считает консультант по бизнес-тренингу Дмитрий Лазарев.

«Вау»-эффект

Такой подход помогает участникам лучше понять, чем им предстоит заниматься, но погружаются они не в сухие инструкции, а в захватывающий процесс игры.

«Сотрудники получают эмоциональный „вау“-эффект от яркого начала работы в компании», — говорит директор по работе с персоналом DHL Express Елена Петрова.

Компания DHL предлагает новым сотрудникам за один день прочувствовать работу всей компании. Создается точная копия системы работы основных подразделений. Участники начинают с оформления заявки на получение письма и проходят весь путь до транспортных накладных и деятельности отдела обработки. Каждый игрок выступает в качестве сотрудника одного из подразделений. Такая методика дает представление о работе всех подразделений компании.

«Например, считается, что основная задача департамента по работе с клиентами — проконсультировать и записать адрес доставки. Игрок может так и поступить. Однако затем окажется, что, если бы он при этом уточнил еще и ориентиры, курьер добрался бы быстрее, а команда в этом случае добилась бы больших результатов».

Проект «АльфаГрад» компании «АльфаСтрахование» напоминает популярную игру «Монополия». В игре моделируется виртуальный город, в котором есть потенциальные клиенты и сотрудники страховых компаний. Участники делятся на четыре команды, каждая из которых должна разработать и реализовать собственную стратегию развития филиала компании. Участники не пользуются в своих расчетах компьютерными программами — в их распоряжении есть только калькуляторы.

Пока игроки борются за победу, HR-специалисты присматривают достойных кандидатов. Из 30 воронежских студентов, проходивших практику в «АльфаСтраховании», по результатам игры «АльфаГрад» 10 предложили работу в компании.

Компания МТС в рамках кампании «Академия успеха» предлагает сотрудникам компьютерную бизнес-симуляцию. На тренингах по командообразованию сотрудникам предлагают создать произведения живописи и скульптуры, описывающие текущую стратегию компании.

Продавцы становятся покупателями

По данным компании МТС, знания и навыки, полученные на тренингах, сотрудники применяют в работе на уровне 30-?40%, прошедший бизнес-симуляцию сотрудник начинает эффективно использовать отработанные в ходе обучения навыки в реальной работе на 70%.

В отличие от обычных тренингов игровые помогают выполнять конкретные задачи, решать проблемы, а не обсуждать их. «На обучении нам предложили такую игру: всех разделили на две команды, и нужно было вычислить воришку. Победила та команда, в которой прекратились кражи, и сотрудники не сдали своего», — рассказывает менеджер по продажам компании «Связной» Кристина Юричева.

По словам директора по обучению и развитию «Связного» Анны Буровой, подобные игровые тренинги помогают оказаться в ситуациях, оторванных от действительности, и проявить свои качества вне зависимости от контекста. «Бывает и так, что продавцов нужно поставить на место покупателей, чтобы они смогли лучше прочувствовать ситуацию», — говорит Анна.

Играй, но не забывайся

Любая игра рождает азарт, и далеко не все работники готовы справиться, когда страсти накаляются. «Есть такая игра, в которой людям нельзя разговаривать. У участников только карточки, на которых написано то, что они должны сделать. Например: „Рисуй дом, дверь дома — красного цвета“. Заставить рисовать дом нужно своего соседа. Объяснить это без слов трудно. После десятой попытки люди начинают раздражаться», — рассказывает директор по развитию тренинговой компании TeamSmart Алексей Ковалев.

«Игра захватывает с первых минут, через полчаса участники забывают, кто они на самом деле, и искренне защищают позиции „своего отдела“ перед тренерами, когда что-то не получается, — говорит сотрудник DHL Анна Машнинова. — Все обвиняли друг друга в минусовом результате в конце первого периода». Помириться удалось, только когда игроки объединились и добились нужных результатов. Тогда стало ясно: работать сообща выгоднее.

«Однажды мы устраивали для крупной компании деловую игру, в ходе которой четыре команды составляли новый план развития компании по регионам, представляя каждый регион как сказочную страну. Потом на конференции „президенты“ должны были нападать на конкурентов и отстаивать свою позицию», — рассказывает бизнес-тренер Алексей Туманов. После игры сотрудники разных «стран» отказывались разговаривать друг с другом. Горе-сказочников в обязательном порядке отправили на тимбилдинг.