Как использовать паузу в карьерном росте для дальнейшего рывка

Из-за кризиса карьерный рост большинства сотрудников замедлился или вовсе остановился, но это не повод просто сидеть на рабочем месте и ждать у моря погоды. Эксперты "Труда" дают пять советов, как потратить время с пользой для себя и своей карьеры.

1. Узнайте больше

Научитесь воспринимать сложившуюся ситуацию не как стагнацию, а как расширение карьерного горизонта. Вы получили большое количество времени, чтобы лучше подготовиться к бодрому забегу по служебной лестнице, так не тратьте его на пустяки. Например, вы знаете, что одним из ваших слабых мест является незнание иностранных языков - скажем, английского. Кризис совершенно точно продлится как минимум год, за это время, наняв хорошего репетитора, вы сможете ликвидировать пробел.

Улучшать можно не только лингвистические познания, но и профессиональные. Никто не мешает записаться на курсы бухгалтерского учета или дизайна и верстки. Главное, выберите именно то, что потребуется вам в дальнейшей карьере.

В принципе лучше всего хорошенько обдумать, чего и каким путем вы собираетесь достичь в компании. Проанализируйте то, как будет развиваться ситуация, что может от вас потребоваться, а что пригодиться, и исходя из этого составьте себе "график занятий" на время экономической стагнации.

Да, за все эти уроки вам придется платить из своего кармана, но ведь и высокую зарплату руководителя вы в будущем тоже не будете ни с кем делить, так что игра стоит свеч.

2. Расположите коллектив к себе

Если вы не можете возвыситься в карьерном плане, то сейчас появилась отличная возможность вырасти в глазах коллег.

В кризис, когда всем тяжело, взаимопомощь действительно дорогого стоит. Именно живое общение является лучшим способом налаживания отношений. Поэтому чаще выслушивайте коллег, вникайте в их проблемы, обсуждайте вместе решения. Все это позволит сделать отношения более теплыми, может быть, сгладит старые невысказанные обиды или уже обозначившиеся конфликты. В любом случае, когда объем работы увеличится, отлаженные отношения станут отличным подспорьем и сэкономят вам время в решении сложных проблем.

Постарайтесь не делиться своими карьерными планами с коллегами - это может сыграть с вами злую шутку. Все ваши доброжелательные действия будут трактоваться как попытка манипулировать людьми. Так что хорошие отношения хорошими отношениями, но цену словам и поступкам знать надо.

Амбициозные сотрудники всегда определяют для себя в коллективе будущих "жертв". В условиях экономического роста или хотя бы стабильности вам пришлось бы идти по головам: плести интриги, разыгрывать многоходовые комбинации против одних и искать поддержки у других. В нынешних условиях этого можно избежать. Зачем готовиться к войне, когда противника можно сделать союзником? Найдите точки соприкосновения с теми коллегами, кого вы выбрали до кризиса в "жертвы", наладьте с ними нормальные рабочие отношения, помогайте им справляться с повседневными обязанностями. Таким образом к концу кризиса вы окажетесь в наилучшей позиции: коллектив будет хорошо к вам относиться, явных врагов, готовых завтра же вцепиться в глотку, не станет.

3. Подтяните хвосты

Затишье - лучшее время для того, чтобы избавиться от собственных "хвостов". Например, вы знаете, что не можете приходить вовремя. Из-за этого на работе периодически возникают серьезные проблемы, а шеф не может до конца положиться на вас. Постарайтесь побороть свои недостатки. Превратиться в пунктуального человека можно следующим образом. Разберитесь в причинах опозданий. Если вы не умеете рассчитывать время, выходите за два часа до назначенного срока, убедите себя в том, что от вашего опоздания перевернется мир, вы подставите других людей. Поймите, что, ликвидировав эту или любую другую вредную привычку или недостаток, вы приблизитесь к очередной карьерной ступеньке.

Если вам не доверяет начальник, то используйте спокойное время для того, чтобы добиться этого доверия. У вас появилось время, чтобы приглядеться к руководителю, к тому, что и как влияет на его решения, почему он действует так, а не иначе. Потратьте пару недель или, если потребуется, месяц на то, чтобы разобраться в психологии и логике поступков шефа. Это поможет войти к нему в доверие и убедить его в том, что вы ценный кадр и перспективный сотрудник.

4. Подумайте о смене отдела

Постоянное движение вперед требует временных остановок, чтобы оглядеться, оценить достигнутое, пересмотреть цели и планы.

Смена сферы деятельности может способствовать наращиванию собственного потенциала. Но при этом нужно быть уверенным, что вы сможете достаточно быстро начать приносить пользу компании в новом качестве.

Поддерживайте контакт с руководителями других отделов и кадровой службой, оцените, какое направление сейчас наиболее востребованно, возможно, именно там пригодятся ваши навыки, наработанные на нынешнем месте.

Мы редко задумываемся о том, где хотим оказаться через год или пять лет, а ведь именно такие цели позволяют нам оценить, туда ли мы движемся и не было ли наше быстрое движение удалением от того, что действительно важно и ценно.

5. Используйте свой шанс

Если воспользоваться образовавшимся периодом временного покоя правильно, освоить что-то новое, попробовать себя в новом качестве в другом отделе, наладить отношения с коллегами и руководством, то ближайший год точно не пройдет впустую. Даже если вы решите потом сменить работу, новые навыки и умения существенно повысят вашу стоимость на рынке труда. Кроме того, вы приобретете ценный опыт взаимодействия с людьми, выстраивания нужных вам отношений. Когда кризис завершится, а это обязательно случится, с такими наработками вам будет легко найти себе выгодное применение.

При подготовке материала "Труд" консультировали:

Марина Миронова, начальник управления по работе с персоналом компании "ИК ВЕЛЕС Капитал", Александр Карпов, директор по персоналу и общим вопросам компании LG Electronics Rus