ИЗ ФИНАНСИСТОВ В ДУРАКИ

Анхель Крылышкин, он же Боря Рывкин, учился банковскому делу, выучился на режиссера, а теперь каждый день дурачит всех цветным гримом. И стирает дурацкую маску только поздним вечером салфеточкой для детских поп.

БАЗАР ИЛИ ТЕАТР
Мое первое образование - режиссерское. Но к моменту окончания университета я в театре разочаровался. Были не лучшие времена. 94-й год. С театрами полная неразбериха. И я пошел в банковский колледж. Проучился там год и как-то раз случайно услышал слова директрисы: "Рывкин тут зря теряет время. Он, конечно, студент хороший, но родился он лицедеем и банковский клерк из него не получится". Я страшно расстроился и решил уйти из колледжа. Пошел на свидание со своей девушкой. "Пойду работать на рынок", - говорю ей. А она к тому времени уже два месяца работала в Театре клоунады. И позвала меня туда. Помощником режиссера и монтировщиком.
РАБОТА ЗА ИДЕЮ
В театр я влюбился. Тогда он был совсем маленький. У нас был всего лишь ящик с реквизитом. Люди работали просто за идею. Зрителей приходило по десять человек, и мы играли для них. Это сейчас у нас тысячник, и если он не переполнен, мы крутим носом. А тогда были просто идея и энтузиазм. Невозможно было не влюбиться.
ПОМРЕЖ БОРЯ
Помреж - собачья должность. Приходилось быть меж двух огней - между актерами и режиссерами. Но был большой плюс. Я присутствовал на всех репетициях и знал партии всех клоунов. Как-то раз заболел один клоун, и было некем его заменить. Попросили меня. Затем ситуация повторилась. И потом меня уже стали записывать в список артистов. У меня не получалось все успевать, и помрежем я стал работать плохо. В конце концов меня пригласил к себе директор и говорит: "Пиши заявление". Я думал - все, прощай, театр. А он говорит: "Да не об увольнении, а о переводе на должность актера. Лучше делать одно дело, но хорошо". В тот момент я воспринял это как наказание. Да и в зарплате значительно потерял. А потом понял, что это меня так поощрили.
ВСЕ КЛОУНЫ РАЗНЫЕ
Клоуном может стать каждый. Если ты чего-то не умеешь, то можешь научиться. Главное - желание и увлеченность. Каких-то характерных качеств назвать не могу. Тут работают совершенно разные люди. Есть такие, кто уморителен на сцене, но в жизни страшный зануда. Есть клоуны, которые за сценой в разы смешнее, чем на сцене. Есть люди патологически нормальные, есть застенчивые.
ПАДАЙ ПРАВИЛЬНО
Я работаю шесть дней в неделю. Помимо театра бывает работа на стороне - мне же надо семью кормить, а театральной зарплаты не хватает.
Два-три раза в неделю отрабатываю по два спектакля в день. Остальные дни - это дни тренингов. С одиннадцати до шести степ, пантомима, вокал, сценическое движение, хореография. У нас же масса трюковой работы, поэтому нужно владеть своим телом. Работа опасная. Травмы были, есть и будут. В день раз пять приложишься. Во время тренировок или просто за кулисами. Или на сцене реквизит не выдержит. Если не уметь правильно падать, и месяца не протянешь здесь.
КТО КОГО БОИТСЯ
Иногда ребенка может смутить слишком яркий грим или громкая музыка. Может, он так воспитан и у него дома говорят тихо и все чинно и спокойно. Есть такая штука - раус. Это представление перед спектаклем в фойе. Выглядит это так: дети приходят в театр, а там их встречает клоун, общается с ними, дурачится, вовлекает в свою игру. Некоторые дети это обожают, некоторые побаиваются. Обычная картина: милая мама тащит ребенка за руку. Ему уже заранее страшно, еще с того угла в фойе. Но она ему твердит: "Вон дядя, посмотри, он тут для тебя работает, смотри, какой красивый! Иди сюда! А ну иди сюда! Иди здоровайся!" В таких ситуациях нужно в первую очередь не ребенка успокаивать, а охладить мамин пыл, объяснить ей, что ребенку нужно освоиться для начала.
Да мы сами детей иногда боимся. Бывают гиперактивные дети, которые просто мешают выполнить нашу программу. А самое неприятное - это тинейджеры, которые пришли в театр со своим классом и пытаются тут самоутвердиться. Обычно это какая-то гнусность. Издеваются, могут драться начать. Тут есть несколько вариантов выхода из положения. Первое - это самому начать себя агрессивно вести. Второе - вычислить лидера этой компании и привлечь его на свою сторону. Например, сказать: "Я один не справляюсь, помогай мне вести представление!" Как правило, это срабатывает.
ЗАВАЛИЛСЯ? ВЫКРУЧИВАЙСЯ
Если чувствуешь, что забыл что-то или ошибся во время выступления, выход один - выкручиваться. Если артист красиво вышел из дурацкой ситуации, этот ляп может закрепиться и стать частью сценария. Бывает, идеи появляются буквально из ничего. Например, года два назад сидели мы и не могли ничего придумать. И один из артистов вышел на сцену и запел себе под нос песню "Belle", от которой все уже опухли. Товарищ подбежал к нему и начал лупить его по голове журналом. Так смешно вышло, что эта сцена вошла в спектакль "Безумный хеппи-энд". Только песню мы недавно заменили, потому что "Belle" - это уже неактуально.
САЛФЕТКИ ДЛЯ НИЖНЕГО ЛИЦА
Я четырнадцать лет в гриме и, по-моему, выгляжу нормально для своего возраста. Никакими средствами не пользуюсь. Просто стираю влажной салфеточкой. Ну, знаете, такие... Попы детям вытирать. Детские попы гораздо нежнее наших лиц. Это девушки какими-то кремами пользуются. Помню, давно нас пугали, что будут проблемы с лицом. Мол, посмотрите на тех, кто в гриме работает много. Но я считаю, те, у кого проблемы с лицом, имеют проблемы еще кое с чем... алкогольным. У нас с этим делом в театре очень строго. Не дай бог в пьяном виде появишься в театре... И штраф могут наложить, и уволить.
НЕ КЛОУН? ДО СВИДАНЬЯ!
Практически вся моя жизнь сошлась клином на этом театре, из нее выпали люди, которые не имеют отношения к клоунаде. Во-первых, график жизни не позволяет часто встречаться. Во-вторых, я в этом смысле как бы инвалид. Все мои интересы и темы - в театре. Знакомые спрашивают: "Что ты смотрел из последнего?" И я начинаю им рассказывать, например, что я нашел раритетные фильмы Бастера Китона или Гарольда Ллойда, что они гениальны и я в восторге. А люди смотрят на меня с непониманием: "Стоп-стоп-стоп... Боря, а ты "Рембо-4" видел? Ты вообще в кино ходишь?" И мне нечего сказать. Неинтересно.
КЛОУН - РЕБЕНОК
Клоун - это человек, дурость которого гротескно вытащена наружу. Это ребенок, который живет внутри каждого из нас. Тех, кому удалось его благополучно задушить, искренне жаль. Цель клоунады, по моему мнению, в том, чтобы человек позволил себе увидеть этого своего ребенка, простить и полюбить. И избавиться от дурацких комплексов и зажимов. Лично я избавился здесь от массы собственных "демонов".
РЕКВИЗИТ ШУТА
Нос
Этот нос сделан из пластика. Если нос сильно жмет и натирает, то артист расширяет отверстие ножиком.
Ботинки
Ботинки не такие уж тяжелые, как кажется. "Гриндерсы точно тяжелее", - уверяет Борис Рывкин. Делаются на заказ.
Колпак
Чтобы выбрать головной убор, в магазин нужно идти с париком. Рывкину легче - он париков не носит.
РЕЗЮМЕ
Борис Рывкин
Родился 30 октября 1973 года в городе Лиепая, Латвия.
Окончил Московский университет культуры, специальность - режиссер массовых театрализованных представлений.
Стаж работы: 14 лет клоуном.
Место работы: Театр клоунады им. Дуровой.
ЗАРПЛАТЫ
3000 рублей стоит час работы клоуна на выезде.
15 000 рублей максимальная зарплата клоуна в государственном цирке.