Вопреки мрачным прогнозам система быстро приспособилась к структурным изменениям. Выступая недавно на ежегодной итоговой коллегии, руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин отметил, что повальное стремление молодежи к высшему образованию привело к рекордному за всю российскую историю показателю: 170 студентов на 10 тысяч человек населения. Правда, качество этого образования часто оставляет желать лучшего. Как известно, в последние месяцы по регионам прокатилась проверка высших учебных заведений, в некоторых приостановлено действие лицензий. Впрочем, выбрасывать на улицу преподавателей и студентов проштрафившихся вузов никто не собирается. Борьба за высокий уровень подготовки выпускников должна заключаться не в запретительных или карательных мерах, а в выстраивании такой системы высшего образования, где не нашлось бы места дипломам-пустышкам. Определенную роль здесь могли бы сыграть рейтинги вузов, отслеживающие судьбу выпускников: сколько времени ушло у них на поиск работы, какую зарплату предложил работодатель.
Отдав должное неприятной теме - теневая плата за образование, поборы с родителей, скрытое и откровенное взяточничество (за 10 месяцев 2004 года зафиксировано более 3,5 тысячи подобных правонарушений), участники коллегии не упустили возможности в очередной раз подискутировать о ходе реформ. Президент Российской академии образования Николай Никандров считает, что не стоит торопиться с введением единого экзамена, хотя его идею он "в целом поддерживает". Непонятна президенту РАО и спешка с переходом на двухуровневую (бакалавр - магистр) вузовскую подготовку: "Насколько мне известно, каждая страна, подписавшая Болонскую конвенцию, имеет право сохранить все лучшее в своем образовании. Наш уровень специалиста ничем себя не запятнал". А ректор Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая, напротив, убеждена, что реформирование системы образования должно быть более активным и непрерывным: к этому обязывает не только вступление России в Болонский процесс, но и сама меняющаяся жизнь - социальная, экономическая. "Говорить сегодня, что российское образование лучшее в мире, мы не имеем права, потому что это не соответствует действительности", - сказала Людмила Алексеевна. Кстати, систему "бакалавр - магистр" успешно осваивают уже 25 российских вузов, среди них питерский госуниверситет, Российский университет дружбы народов, Томский политехнический институт.