ПРИРАСТАТЬ БУДЕМ АНТАРКТИДОЙ

В морских месторождениях сосредоточены огромные запасы углеводородов. Особенно богат ими Северный Ледовитый океан - по объемам полезных ископаемых он вдвое превосходит все остальные акватории. Это единственный регион на планете, где уже открыты и еще будут открываться месторождения-гиганты.

Большая часть арктического шельфа принадлежит России - 6,2 миллиона квадратных километров, на 4,5 миллиона из которых сосредоточены запасы нефти и газа.
Геологическому изучению и промышленному освоению континентального шельфа была посвящена коллегия Министерства природных ресурсов. Министр Юрий Трутнев сразу же озадачил присутствующих вопросом: "Для работы в море у нас есть ресурсы, опыт, интеллектуальный и технологический потенциал, а дело движется плохо. Почему?"
Глава Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов Мирового океана Валерий Каминский считает, что нужно решить три главных задачи: создать нормальную законодательную базу, стимулирующую проведение работ на шельфе; образовать национальную нефтегазовую компанию, способную стать генподрядчиком геологического изучения и оператором на этапе промышленного освоения месторождений; определиться с финансированием - какая часть работы будет проводиться за счет государственных средств, а какая - на средства инвесторов.
Сухопутные месторождения истощаются, а спрос на углеводородное сырье растет. Безусловно, себестоимость добычи в море выше, чем на суше. Но и экономическая эффективность высока: каждый вложенный рубль способен принести отдачу в 70-90 рублей. Только от добычи "морской" нефти госбюджет может получить дополнительно от 80 до 160 миллиардов долларов.
Между тем начиная с 90-х годов разведка, особенно в северных широтах, ведется вяло: за последние десять лет здесь пробурено всего девять скважин, а в восточно-арктических морях - вообще ни одной. Причина банальна - нехватка средств.
- Тем не менее надо скорее двигаться в сторону моря,- убежденно говорит академик РАН Юрий Леонов.- В заинтересованных государствах это понимают. И мы в России тоже должны видеть перспективу, причем не только на севере планеты, но и на юге. Я имею в виду Антарктиду. Наши специалисты были первыми, кто пробурил там исследовательскую скважину во льдах на рекордную глубину. Научные результаты дважды занесены в Книгу рекордов Гиннесса. И мы не имеем права остаться в стороне от грядущего раздела антарктического шельфа.
Но на первом плане сегодня, конечно, Арктика, где на каждом квадратном километре сосредоточено в среднем по 20 - 25 тонн удельного топлива.
- Грамотная разработка шельфа позволяет успешно решать жизненно важные для страны задачи,- пояснил статс-секретарь МПР Иван Глушков, 45 лет отдавший морским месторождениям.- Его освоение даст импульс к развитию отечественной промышленности. Крупные объекты нефте- и газодобычи в шельфовой зоне послужат основой для социально-экономического развития удаленных территорий, создания новых рабочих мест, а значит, повышения жизненного уровня людей.
Подводя итоги обсуждения, Ю. Трутнев подчеркнул: прежде всего надо определиться с приоритетными шельфовыми зонами, усовершенствовать законодательство, чтобы появилась возможность активнее привлекать инвесторов. Освоение морей, богатых природными ресурсами, дело дорогостоящее, но для России весьма перспективное и необходимое.