ВЛАСТЬ И ЕЕ ОКРЕСТНОСТИ

На экране у нас много программ, посвященных сильным мира сего. Люди власти, и прежде волновавшие воображение телевизионщиков, в нынешнем весеннем эфире занимают особенно много места. Передачи, посвященные Сталину, Хрущеву, Берия, Гитлеру и другим, идут на разных каналах, неизменно привлекая к себе внимание телезрителей.

Массовой аудитории доставляют особое удовольствие кровавые или пикантные подробности из жизни властителей. Истории подобного рода поставляются на эфирный рынок в разных жанрах, не только отечественного, но и зарубежного производства. Всем памятен трехсерийный художественный американский фильм о Сталине, полный р-р-революционных эпизодов, амурных сцен и жестоких подробностей. В эти дни на одном из центральных каналов идет в повторе заокеанский игровой сериал о Петре Великом: в нем тот же набор исторических банальностей, сцен-заманок, страстей в клочья.
В этих условиях надо обладать немалым мужеством, чтобы взяться за создание достоверного телевизионного портрета человека власти. Не первый год разрабатывает эту тему Леонид Млечин в своей "Особой папке" (ТВЦ). Получасовые выпуски вбирают в себя и малоизвестные факты биографии героев передач, и документальные свидетельства их политических соратников и противников, и полузабытую фото-и кинохронику. Млечин работает системно: вслед за одним персонажем он рассказывает о другом, нередко так или иначе связанном с первым. Получается этакая большая политическая фреска.
Известный кинорежиссер Андрей Кончаловский в своем рассказе о Юрии Андропове предпочел другой путь. В двухчастном документальном фильме "Бремя власти", показанном на канале "Россия", он предложил зрителям обстоятельную "монографию", в которой предстала непростая для понимания фигура преемника Брежнева у руля нашей страны. Сложность раскрытия личности Андропова состоит в том, что значительную часть своей политической жизни он провел во главе ведомства, которое в брежневскую пору вело жестокое преследование любого инакомыслия. Авторы не таят эти факты и не пытаются сделать из своего героя невинного голубя. Подчеркивая обстоятельства его прихода на Лубянку и возвращения оттуда на партийную работу, Кончаловский предлагает зрителям новую и по-своему убедительную трактовку целей этого довольно-таки закрытого для посторонних глаз человека. Смелое предположение одного из его бывших помощников, что, проживи тот лет на пять-десять подольше, стать бы ему российским Дэн Сяопином, поначалу ошарашивает. Но потом, снова и снова "прокручивая" в памяти все увиденное в фильме, осознаешь, что такое истолкование сущности человека, слишком долго и осторожно шедшего к власти, а потом слишком коротко ею воспользовавшегося, вполне возможно. И в качестве образной доминанты ленты остается в памяти фотокадр, на котором Андропов перебирается по шаткому мостику через бурлящий поток горной реки.
Если тут время, эпоха, страна выглядят своего рода фоном, на котором происходит борение человеческих страстей и становление политических судеб, биографий, то в недавно начатом цикле с названием "Советская империя" это соотношение выступает в обратной пропорции. Скажем, прошедший в минувшее воскресенье выпуск "Атомоход "Ленин" стал рассказом не только об одном этом судне. Он вобрал в себя значительную часть истории освоения (а в предвоенные годы власть формулировала эту задачу как покорение) Арктики, где было немало поистине героических страниц.
И даже такая, казалось бы, мирная, почти жилкоммунхозовская тема, как "Гостиница "Москва" (в позапрошлое воскресенье), тоже отозвалась на экране множеством обстоятельств, непосредственно связанных с темой власти. Власть - она у нас и за умывальники в ответе...