- Известно, с какими трудами в не избалованные развлечениями советские времена артисты прорывались на эстраду и каких усилий стоило удержаться в числе востребованных. Вам не жалко сейчас, когда открыто столько возможностей, вдруг все бросить?
- Что значит все бросить? Разве я сказал, что ухожу из эстрады вообще? Просто моя сольная карьера эстрадного артиста уже сама собой сведена к минимуму. И это произошло не сегодня и не вчера. Если, прошу прощения за сравнение, товар лежит на прилавке и его не покупают несколько месяцев подряд, потом год, потом два, что с этим товаром делают? Его убирают. Отчего вдруг такой переполох? Если я так всем интересен, почему тогда не ходят на мои выступления?!
- Может, сегодня "вашему" зрителю - а это, как правило, интеллигенция - просто не до концертов?
- Вполне возможно. Я не хочу никого обвинять. Но меня забавляет, как все заволновались. Очень похоже на ситуацию, когда человек живет себе и живет, все о нем забыли, и вдруг сообщают, что он умер. И сразу начинается возня. "А когда похороны?" - "Завтра". - "Надо пойти". А зачем? При жизни нужно было интересоваться.
- А вы для себя как объясняете ситуацию?
- Думаю, сейчас резко упал интерес к жанру, поскольку девальвировано слово. И главное - сатира перестала быть предметом моды или хотя бы пристального интереса, как это было еще лет пятнадцать назад. Новые люди принесли с собой на эстраду новую эстетику и этику. Но я не чувствую, что зритель стал другим. Просто телевидение ежедневно зомбирует его показами одних и тех же артистов, уровень текстов которых не выдерживает никакой критики. Обезьянник какой-то! Это не оскорбление. Это констатация факта. А поскольку я почти не принимаю участия в цикловых юмористических телепередачах, то у значительной части зрительской аудитории создалось впечатление, что меня просто нет. Вот и все.
- А чего ожидать зрителям от вашей "прощальной" программы "Анна Михайловна и другие"?
- По качеству она значительно интереснее и глубже всего того, что я играл всю жизнь. Хотя я не хочу ничего зачеркивать из прошлого. Просто Хазанов стал старше и мудрее.
- После одного концерта вы сказали журналистам, что до того, как шутка стала вашей профессией, жизнь была гораздо веселее. Это сожаление о неправильно выбранном жизненном пути?
- Шутка стала моей профессией 40 лет назад. И что ж такого веселого было в моей жизни до того? Не знаю. Не помню. Наверное, я был в бессознательном состоянии, когда давал такую формулировку, или журналисты что-то напутали. Я ни о чем не сожалею.
- Вы сейчас с успехом играете вместе со "звездами" российского театра в драматических спектаклях "Ужин с дураком" и "Смешные чувства", билетов на них не достать. А в свое время вы не могли одолеть даже первые отборочные туры при поступлении в театральные вузы. Как это можно объяснить?
- Видимо, в юности я так неудачно показывался, что во мне не смогли разглядеть артиста. Хотя должен признать, что немало актеров-педагогов пытались что-то там во мне раскопать. Но, видно, залежи были так глубоко, что буровые работы не дали никаких результатов. Однако у меня ни к кому нет претензий и обид. По-настоящему со мной начали работать только спустя годы, когда я уже поступил в училище циркового и эстрадного искусства.
- Фильм Николая Досталя "Маленький гигант большого секса" с вашим участием стал лидером проката 1993 года - во времена, когда наш прокат фактически рухнул. А вот картина того же режиссера "Полицейские и воры", где вы выступили в дуэте с Вячеславом Невинным, в прокате провалилась, хотя вышла в более благополучном 1997 году. Почему так сложилось?
- Зрителям не понравилось. Вот и все. Очевидно, русский ремейк итальянской кинокомедии 50-х "Полицейские и воры" просто не нашел своих поклонников. Я, кстати, еще до начала съемок высказывал сомнения в успехе проекта, но меня плохо слушали.
- После роли любвеобильного фотографа Марата из "Маленького гиганта... " число ваших поклонниц сильно возросло?
- Нет. Я не вхожу в число каких-либо идолов. По отношению к себе всегда чувствовал тепло со стороны большого количества людей, но, слава Богу, никогда не ощущал себя секс-символом или какой-то "звездой".
- В вашей фильмографии всего четыре с половиной картины. Почему не получился большой роман с кинематографом?
- Сначала мешал эстрадный имидж. Потом наступили времена, когда в титрах нужны были заведомо "кассовые" фамилии, на которые народ бы пошел. Меня стали снимать. Теперь это время ушло. Но я не жалею, что сделал в кино не так много. В памяти остались разные эпизоды. В 1985 году я едва не погиб, когда на съемках на меня обрушилась стеклянная витрина, порезав мне спину и чуть-чуть не отрубив голову. Потом долго на съемочной площадке меня преследовал страх новых несчастий.
Были и смешные эпизоды. Во время работы над "итальянским" сюжетом в "Ералаше" игравший директора школы Евгений Моргунов никак не мог запомнить свой текст. Специально для Моргунова наняли учителя, с которым они долго репетировали, а на съемке актеру вообще подсунули бумажку с итальянскими словами, написанными русскими буквами. Евгений Александрович должен был ударить по столу и крикнуть: "Эльпенсано лоро!" Но когда заработала камера, Моргунов не рассмотрел шпаргалку и в ужасе сказал: "Пенисом Лору!" На съемочной площадке началась истерика...
- Говорят, что вы суеверный человек и четко следуете предсказаниям астрологов, а также якобы постоянно общаетесь с двумя ясновидящими женщинами, которые предсказывают вам будущее...
- Это правда. С ясновидящими общался и атеистом себя никогда не считал. Я верю в судьбу и считаю: если что-то на роду написано, это неизбежно случится.
- А не скучно жить, зная наперед, что произойдет?
- Ну совсем уж наперед я не знаю. Но мне жить не скучно. Я так увлечен сценой, что скучать особенно некогда. Скучаю только, когда нет работы. А такое случается редко.
- Полтора года назад, выступая с лекцией перед студентами, вы сказали: "В России интеллигент - это человек, у которого не сложилась судьба", а также, что "пришло время Лопахиных" и "судьба российской интеллигенции подходит к своему естественному концу". Неужели, по-вашему, все действительно так мрачно?
- Я считаю, что когда в России установится нормальный цивилизованный капитализм, а это дело далекого будущего, то интеллигенция как класс исчезнет. Вместо нее останутся только интеллектуалы.
- Звучит не очень-то вдохновляюще.
- Зато правдиво. Вы же за этим ко мне пришли? Не за тем же, чтобы мы друг перед другом расшаркивались. Интеллигенция - это сугубо российское изобретение. Больше нигде в мире такого нет. Если ее рассматривать как совесть нации, противовес абсурду, бессмыслице, то в государстве с нормально функционирующими законами такая сила не нужна. А пока этого нет, то будут востребованы люди, которые носят в себе некую боль и почему-то именуются интеллигенцией. Хотя правильнее было бы их называть "люди с совестью". Но таковым я считаю любого нормального человека, у которого, может быть, даже нет высшего образования и он не занят, скажем, в художественной сфере. И, наоборот, многие представители нашего шоу-бизнеса не имеют никакого отношения к интеллигенции, хотя, наверное, считают себя таковыми.
- В апреле прошлого года ваша дочь Алиса подарила вам внучку. Как вам удается роль дедушки?
- К сожалению, для меня это очень эпизодическая роль. Как, впрочем, и для бабушки, моей жены Златы, которая тоже очень занятой человек. Семья дочери живет в Париже. На день рождения внучки собираемся их навестить. Внучка уже пошла. Так что у нас с ней появилась, так сказать, физическая возможность двигаться навстречу друг другу.
Выходец из большевистской семьи (дедушка - крупный партийный деятель, бабушка - соратница Надежды Крупской), Хазанов прославился, иронизируя над устоями социалистической системы. Он вырос без отца в большой коммунальной квартире. В школе был непременным участником художественной самодеятельности и, как уверяют учителя, "вертлявым, непоседливым и постоянно придумывающим всякие гадости". На большую эстраду его долго не пускали, пришлось поработать слесарем на радиозаводе, поучиться в инженерно-строительном институте... Наверное, благодаря той жизни у артиста получилось так точно попасть в образы выпускника кулинарного техникума, дружинника, рассуждающего о бытовых неурядицах попугая... В личной жизни у Хазанова проявилось редкое для людей актерской профессии качество - он однолюб. Со своей женой Златой (режиссером и менеджером его программ) он вместе уже 35 лет. Их дочь Алиса, по профессии балерина, многие годы была солисткой Большого театра.
Беседу вел