СААКАШВИЛИ - ОРЕЛ. ИЛИ ВСЕ ЖЕ РЕШКА?

На проспекте Шота Руставели, главной магистрали Тбилиси, у самых стен госканцелярии полно нищих в черных одеждах. Они тянут руки к спешащим мимо прохожим прямо под стеной, заклеенной предвыборными плакатами. Почти со всех обаятельно улыбается нынешний кумир Грузии - ее совсем молодой президент Михаил Саакашвили. И не очень понятно: то ли эта улыбка обнадеживает обездоленных скорыми переменами к лучшему, то ли она - тайная насмешка над их ожиданиями. Большинство граждан Грузии склонно верить первому варианту. Это стало ясно, когда в понедельник в стране подвели предварительные итоги повторных парламентских выборов. Правящая партия "Национальное движение - демократы", во главе которой и стоит президент, одержала сокрушительную победу над конкурентами из прочих 13 политических партий и 5 избирательных блоков.

Впрочем, на самом деле большинству наблюдателей такой итог в целом давно представлялся предрешенным. Едва ли не стопроцентная поддержка Михаила Саакашвили на прошедших совсем недавно президентских выборах не оставила места для сомнений по поводу того, на чьей стороне симпатии сегодняшней Грузии. Вопросов на самом деле оставалось всего два: укрепились ли за минувшие месяцы избиратели в своих предпочтениях, выросло ли число сторонников Саакашвили и, соответственно, будет ли побит прежний его избирательный рекорд? И второе - сумеет ли президент победить в мятежной Аджарии ее многолетнего лидера Аслана Абашидзе? Сложные, более чем натянутые отношения между этими политиками способны в будущем по-разному влиять на судьбу всей страны.
И с первым, и со вторым в итоге оказалось все не так просто. Да, "Национальное движение - демократы" не оставило шансов конкурентам, и Грузия получила в воскресенье практически однопартийный парламент. Однако сторонников президента Саакашвили уже поубавилось. Знакомый тбилисец пояснил это так: "Это россиян в 1996 году надо было призывать "голосовать сердцем". На Кавказе и без этого любовь вспыхивает мгновенно, часто безрассудно. Но тот, кто обманет надежды, рискует ощутить столь же мгновенную ненависть такой же силы. Вспомни судьбу Гамсахурдия..."
Чем президент Саакашвили симпатичен своим согражданам? Начал борьбу с коррупцией - раз. Спецназ неустанно и прилюдно таскает в тюрьму вороватых министров и прочих чиновников. Недавно, например, с боем взял в горах окопавшееся в средневековой крепости преступное семейство, промышлявшее торговлей людьми, укравшее, как утверждают, даже Левана Каладзе, брата знаменитого защитника итальянского футбольного клуба "Милан". Почти убрал с улиц погрязших в поборах дорожных полицейских, поскольку иным способом заставить их праведно нести службу быстро не может даже президент. Лично могу засвидетельствовать: по сравнению с декабрем, когда приезжал в Тбилиси в предыдущий раз, на улицах стало ощутимо чище и безопаснее. Кому такое не понравится в униженной нищетой, лежащей буквально в руинах стране?
Сам - просто эталон скромности. До недавнего времени, уже будучи министром, жил в трехкомнатной родительской квартире. С официальными визитами летает обычными авиарейсами и на летное поле проходит через общую дверь с прочими пассажирами. Подвозивший меня таксист самозабвенно уверял, что "и костюм у Миши всего один, на другой денег нет". Попытки рассказать, что в России тоже был популярным политик, путешествовавший в районную поликлинику на трамвае, который потом, засев в Кремле, окружил себя просто царскими привилегиями, моего собеседника только обижали.
Однако ежели все это только начало тяжелейшей работы по вытягиванию разоренной страны из экономической трясины, - хорошо. Хотя более основательных шагов в этом направлении пока что-то не видно. Заводы как стояли, так и стоят. Безработица, особенно в сельских районах, повальная: забросив сады и виноградники, бывшие колхозники пытаются "таксовать" в столице, но конкурентов столько, что потенциальных седоков уводят, едва те поднимут руку на обочине.
Еще претендентом на президентское кресло Саакашвили обещал уполовинить налоги на малый бизнес. В январе, уже при его власти, тяготы на предпринимателей лишь выросли. Почему? Все просто. Надо выполнить другое обещание - поднять старикам пенсии. Их и поднимут - в пересчете с национальной грузинской денежной единицы лари с сегодняшних 7 долларов до 8,5 доллара в провинции и до 10 долларов в Тбилиси. При неутвержденном, правда, пока парламентом прожиточном минимуме 58 долларов комментировать нечего. Учтем при этом, что до пенсии еще дожить надо. Пенсионный возраст и для мужчин, и для женщин здесь одинаков - 65 лет. А знаменитое кавказское долголетие за последние годы сильно поистерто суровыми реалиями грузинской экономики.
Как быстро поправить это незавидное наследство? И долго ли сможет терпеть народ даже вполне искреннего президента Саакашвили? Очень похоже, что, не дождавшись от лидера "революции роз" мгновенного чуда, некоторые от него все же понемногу отворачиваются.
Особняком на минувших выборах, как уже сказано, стояла Аджария. Возвращать ее под державную руку президенту все равно придется. Бесхребетность в этом вопросе своего предшественника Эдуарда Шеварднадзе молодой лидер Грузии давно сделал своим предвыборным коньком. Кроме того, два основных источника нынешнего сравнительного благополучия официального Батуми - порт и таможня - способны существенно укрепить пустую тбилисскую госказну.
Недавняя попытка Саакашвили "на белом коне" и с многозначительными розами в руках въехать в вотчину властолюбивого наследника князей Абашидзе, правящих в этих краях с XV века, кончилась его унижением и едва не привела к кровопролитию. Впопыхах учиненная в отместку блокада с моря нанесла ущерб - и не поймешь, кому больший. Во всяком случае, по некоторым подсчетам, бюджет Грузии в итоге недосчитался приблизительно полумиллиона долларов от штрафов за вынужденный простой шедших в Батуми за каспийской нефтью танкеров. Попытка достичь компромисса между откровенно враждующими политиками кончилась ничем. В этих условиях именно выборы должны были решить, кто одержит верх. Нетерпение молодого президента Грузии было столь велико, что уже в ночь на воскресенье он объявил: Аслан Абашидзе и его движение "Возрождение" побеждены и в Аджарии. "Время феодализма в Грузии прошло, - добавил президент, - мы живем в XXI веке и не станем терпеть в каком-либо уголке Грузии феодальные режимы".
К сожалению, Саакашвили ошибся. К утру выяснилось, что политические неприятели остались при своих интересах, набрав примерно по половине голосов избирателей. И это угрожающее статус-кво оставило на повестке дня вопрос о возможности применения силы с обеих сторон. В Тбилиси даже поговаривают, что Аджария может стать для Грузии "хуже Абхазии"...
Вчерашнее весьма резкое заявление Аслана Абашибзе о преднамеренной фальсификации центральными властями Грузии результатов выборов свидетельствует о том же - напряженность между Батуми и Тбилиси только растет. В телеэфире национального телеканала "Иберия" Абашидзе сообщил, что в ближайшие дни намерен организовать марш протеста на столицу страны. "Приедут люди из Хуло, Кобулети, других мест. С нами будут люди из Мигрелии, Гурии, Месхетии, Имеретии. Они поедут в Тбилиси - к центральной власти и руководству канала "Рустави-2", чтобы получить ответ: для чего были фальсифицированы выборы? Мы не начинаем революцию, но чем закончится все это - будет зависеть от того, как поведут себя власти. Играть с народом нельзя", - угрожающе добавил аджарский лидер.
Чем дело закончится - действительно не знает никто. Однако в минувшем ноябре именно марш на Тбилиси недовольных итогами первой попытки провести в стране парламентские выборы привел к "революции роз" и, по сути, усадил Михаила Саакашвили в президентское кресло.
Между тем ко вчерашнему полудню предварительные официальные результаты воскресного волеизъявления народа выглядели так. Партия Саакашвили "Национальное движение - демократы" набрала 67 процентов голосов. Заветный 7-процентный рубеж, обеспечивающий представительство в парламенте, преодолел еще только умеренно оппозиционный блок "Новые правые - промышленники" - 7,6 процента голосов. Но Абашидзе уверен, что второе место заняло именно его "Возрождение". Эта уверенность, похоже, и станет "двигателем" массового марша протеста.