ГОРСТКА ПЕПЛА И МОЗОЛЬ

"Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы...", - заметил классик. Именно об этом -

"Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы...", - заметил классик. Именно об этом - новый роман Николая Псурцева "Тотальное превосходство". Об этом главный герой говорит так: "Ты превосходишь всех, и этих всех ты превосходишь во всем. Ты - над. Ты независим. Ты свободен. И от себя самого в том числе".
Персонажи романа стремятся подчинить себе весь мир - любой ценой, любыми средствами. Они готовы уничтожить всех, кто мешает этому. На земле должны остаться только "сверхчеловеки" - такие, как главный герой "Тотального превосходства". Он - художник, причем, как сам уверен, гениальный. Его новая картина - пропуск в Вечность, гарантия Бессмертия. Поэтому художник считает себя вправе презирать слабых, бедных, жалких - словом, "обыкновенных" людей. Он видит их насквозь, причем буквально, потому что обладает особым даром - "читать чужие жизни": "Я - волшебник. Я - маг. Я - любимчик Себя. Я - укротитель Судьбы. Я - возлюбленный Господа. Я предназначен для того, чтобы подготовить почву к приходу нового, универсального космического Сознания". Понятно, что у такого "сверхсущества" нет и не может быть достойных соперников. А к тем, кто тоже пытается посягнуть на превосходство, художник беспощаден.
Вообще, роман написан языком крайне жестким, я бы сказала, безжалостным. Зато очень подходящим для персонажей Николая Псурцева. Как сказал поэт, "какое время на дворе - таков мессия". И если мир вокруг нас опасен и жесток, то что остается делать? Прятать свой страх перед жизнью, защищаясь самолюбованием, злобой, презрением, силой?.. Стараться ударить первым - и победить? И тогда - весь мир у твоих ног? Только вот у главного героя в конце концов ничего не выходит. Сгорают его гениальные полотна - остается только горстка пепла... И оказывается, что художник - никакой не сверхчеловек, не Наполеон, не хозяин жизни, а "обыкновенная, банальная, перезревшая мозоль".
Готовность "переступать через чужие жизни" ради собственного превосходства - путь в тупик, утверждает автор. Действительно, это проверено не единожды. Художник в итоге это понимает. А мы?