Так называемый процесс "оптимизации образования в целях улучшения качества получаемых знаний" на деле означает просто закрытие малокомплектных школ. А чтобы подсластить пилюлю, губернатор области пообещал всех учеников из дальних деревень перевозить специальными автобусами.
В 2001 году на Курганском автозаводе было заказано 60 машин особой конструкции - с мягкими сиденьями, ремнями безопасности, отделениями для ранцев. Каждую снабдили фарой-искателем и выкрасили для безопасности на дорогах в желтый цвет. Техника обошлась в 16,5 миллиона рублей. На каждую машину нанесли гордую надпись "Губернаторская программа "Школьный автобус", и накануне 1 сентября Анатолий Лисицын торжественно передал транспорт главам сельских районов. Были определены 76 маршрутов, по которым предполагалось возить около 3 тысяч детей.
...Первые автобусы, которые своим ходом добирались из Кургана в Ярославль, ломались уже в дороге. Кое-как добравшись до сельских АТП, многие встали на ремонт. Тут выяснилось, что каждый из них надо доводить до ума. Заказ был оригинальным и несколько разошелся с жесткими требованиями ГОСТа. Пока местные умельцы спешно переделывали желтые автобусы, районные чиновники воевали со службой организации дорожного движения и транспортной инспекцией. Для такого автобуса, по нормам, дорога должна иметь асфальтобетонное покрытие шириной не менее 6 метров, специально оборудованные остановки и разворотные площадки. Но где всему этому на деревне взяться?
Жителям села Поздеевское Мышкинского района чиновники чуть ли не клялись: если те позволят закрыть местную малокомплектную школу, то 1 сентября желтый губернаторский автобус повезет их детей в Бурмакино. Селяне согласились. Но автобуса не видели до середины октября. Почти целую четверть ребята добирались в незнакомое Бурмакино на попутках.
Еще нелепее история с автобусом обернулась для учащихся из села Шельшедом Большесельского района. Они долго ждали обещанного автобуса, который должен был доставлять их в Вареговскую школу. Когда "подарок на колесах" наконец доставили в Шельшедом, выяснилось, что воспользоваться им нельзя. Никто не подумал, что школьному транспорту придется ежедневно пересекать железную дорогу, а переезд не отвечает элементарным требованиям. Естественно, ГАИ встала на дыбы и эти поездки запретила. Денег на реконструкцию переезда у властей не нашлось. Поэтому автобус передали на другой маршрут, оставив деревню и без учителей, и без транспорта. Дети теперь пешком ходят в соседнюю школу за пять километров.
...Водитель Александр Устимов собирает детей из деревушек Гаврилов-Ямского района и везет их в "базовую" Стогинскую школу. По его мнению, "школьный автобус" тянет на троечку. Машина получилась длинная и тяжелая, а двигатель оставили прежний, к таким нагрузкам явно не приспособленный. Развернуться восьмиметровому гиганту на узких сельских дорогах бывает крайне сложно.
Кстати, с кадрами школьных водителей - тоже проблема. В Большесельском районе, например, долго простоял новый автобус, предназначенный для перевозки детей в Борковскую среднюю школу. Водителя нашли, только пообещав надбавку к 1700 рублям оклада. Много и других сложностей. Допустим, если шофер сам живет в глухой деревне, то именно здесь он будет оставлять автобус на ночь. Не идти же ему каждое утро за несколько километров к стоянке... А это нарушение. И где он выпишет путевку, где пройдет перед рейсом обязательный медосмотр?
Наверное, были бы и зарплаты повыше, и специальные ангары для техники, и запчасти, если бы область получила обещанный под программу "Школьный автобус" кредит Международного банка реконструкции и развития. Но заветные 10 миллионов долларов "для улучшения региональной системы образования" до Ярославля так и не дошли. Поэтому область обязала платить за обслуживание желтых красавцев муниципальные округа. У тех тоже нет средств. К примеру, тутаевская администрация задолжала АТП за ремонт автобусов 700 тысяч рублей. Округа, в свою очередь, стали спихивать школьный транспорт на сельские администрации, которым он тем более не по силам. В итоге часть автобусов оказалась на балансе бедных предприятий. Один из желтых красавцев прописался в деревне Рождествено Некрасовского района. Содержит его бывший колхоз имени Ленина. Ставить машину негде - единственный гараж не отапливается, электричества нет, водитель зимой по два часа грел двигатель паяльной лампой. И уволился бы давно - да, к счастью для деревни, у него самого дети приписаны к "базовой" школе.
Вот уж действительно: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Нельзя процесс получения знаний ставить в зависимость от "транспортного средства". А если оно вообще сломается? Тогда - прощай, школа?