Ростом продаж в онлайн-магазинах не преминули воспользоваться многочисленные мошенники
В преддверии 8 Марта заметно выросли продажи онлайн-магазинов. Этим не преминули воспользоваться многочисленные мошенники, заманивающие в свои сети не слишком внимательных покупателей. Чтобы не омрачить себе весеннего настроения, специалисты по кибербезопасности советуют совершать покупки в проверенных и известных магазинах. И, что еще важнее, ни в коем случае не «светить» в интернете свою основную банковскую карту.
Шопинг в интернете стремительно набирает популярность. Сегодня уже в порядке вещей заказать что-то в Сети и получить покупку курьерской доставкой в тот же день. Это гораздо удобнее и быстрее, чем тратить драгоценное время на походы в торговые комплексы. Увы, активную борьбу за деньги покупателей в интернете ведут не только добропорядочные продавцы, но и многочисленные мошенники, которые традиционно активизировались накануне первого весеннего праздника.
Электронные почтовые ящики россиян полнятся рекламными рассылками. Но сколько среди вороха манящих предложений фальшивок с яркими картинками и невероятными скидками! Именно так пытаются заманить на свои страницы не слишком внимательных пользователей.
В самом простом варианте, перейдя по такой ссылке, человек попадет в ничем не примечательный с виду интернет-магазин, цены в котором тем не менее будут на 30-40-50% ниже рынка. «Невероятная удача!» — радуется покупатель. И сталкивается с тем, что ему предлагают внести предоплату за товар или оплатить его полностью.
— Если вы видите сайт впервые, совершать на нем пре-оплаченные покупки ни в коем случае нельзя, — рассказал корреспонденту «Труда» специалист по кибербезопасности Максим Кривошеев. — С вероятностью 99% вы как минимум подарите деньги мошенникам, а как максимум — откроете им доступ к вашей платежной карте.
Вторая группа риска — создание сайта — клона известного торгового портала. Этот способ нечестного отъема денег у населения куда более затратный, но и более прибыльный для мошенников. Да, им придется потратиться на создание сайта, максимально похожего на какую-то широко известную торговую площадку, купить максимально похожее на оригинал доменное имя, но эти старания и затраты имеют шанс окупиться с лихвой. Попадая в знакомое пространство, люди ведут себя смело и активнее совершают покупки, в том числе и по предоплате.
Казалось бы, проблема не стоит выеденного яйца: достаточно всегда и везде оформлять доставку курьером или самовывозом с оплатой товара при получении. Но такое возможно с онлайн-магазинами, работающими под российской юрисдикцией. В подавляющем большинстве случаев все, что приобретается за рубежом, должно быть полностью оплачено в процессе оформления заказа, иначе товар просто не будет отправлен.
На этот случай, чтобы не «светить» в Сети основную зарплатную карту, активные интернет-покупатели заводят дополнительную «мусорную» банковскую карту, а то и вовсе пользуются цифровыми кошельками. Но и такие меры предосторожности не гарантируют полной защиты от действий хакеров и мошенников.
— Как это ни неожиданно звучит, но дополнительное платежное средство не повышает безопасности хранения сбережений гражданина, а, напротив, увеличивает шансы на то, что электронный кошелек или карта окажутся взломанными. Почему? Это чистая математика: люди не очень долго думают над созданием нового логина и пароля. В подавляющем большинстве случаев они являются слегка измененной версией уже существующих ключей аутентификации. Соответственно, создавая дополнительный платежный инструмент, люди повышают шансы на контакт с мошенниками и увеличивают вероятность того, что вслед за одним взломанным аккаунтом по цепочке могут быть вскрыты и все остальные, — предупреждает Максим Кривошеев.
Впрочем, лишиться нажитых средств можно и из-за подцепленного на просторах интернета вируса, который при совершении человеком платежа даже на самом правильном и защищенном сайте скопирует данные кредитной карты и передаст их мошенникам. Статистика свидетельствует, что в вопросах компьютерной безопасности россияне по-прежнему очень халатны: по состоянию на 2018 год немногим более половины всех интернет-пользователей использовали во время своих погружений во Всемирную паутину антивирусы (как платные, так и бесплатные). Остальные посещают сайты на свой страх и риск.