"А ЗАЧЕМ ТЕБЕ ДОЧКА?"

Международное агентство по атомной энергии представило новый знак "Осторожно, радиация!". Он заменит знакомый всем нам, на котором изображены черные расходящиеся лучи на желтом фоне.

Жительница Санкт-Петербурга Галина Дмитриева попала в столичный роддом N 36 перед самыми родами. О тех днях она до сих пор вспоминает с содроганием.
- Это было жуткое испытание, - говорит Галина. - Врачи и медсестры без конца грубят роженицам. "Проститутки! Понарожали здесь!" - такое вполне можно услышать.
В основном туда привозят тех, кто живет в Москве без регистрации, тех, кто не проходил вовремя медосмотры, в том числе бомжей, проституток, - в общем, тех, чью судьбу не назовешь благополучной.
- Моя ситуация внешне была похожа на общую - как и тысячи женщин, жила в Москве без регистрации на съемной квартире, формально не была замужем. Видимо, поэтому и дежурные врачи, и санитарки то и дело выговаривали мне - зачем рожаешь, нищету плодишь и все в таком духе. А потом просто предложили: да ты, мол, лучше откажись от ребенка, все равно он тебе не нужен.
Но для Галины бросить своего малыша было просто немыслимо, о чем она и сообщила "советчикам". Каково же было ее удивление, когда при выписке ей сказали: "Какой тебе ребенок, ты же от него отказалась!" Галина, разумеется, была в шоке. Начала скандалить. Видя такую реакцию, врач просто взял ее карточку и стер написанное на ней карандашом слово "отказ", невесть как там появившееся...
Северянка Ксения Меткалева тоже рожала в роддоме N 36. История аналогичная - не замужем, без московской регистрации, на учете у врача не состояла. Мальчик у нее родился здоровый. И снова те же разговоры.Зачем тебе ребенок, откажись от него. Молодая мама вовсе не намеревалась становиться "кукушкой", однако чуть не стала ею поневоле. Юрист роддома сказал Ксении, что для регистрации ребенка в Москве ей нужно подписать какие-то бумаги. Ксения, еще не отошедшая после родов, подмахнула бумаги не глядя. Как впоследствии выяснилось, она, не разобравшись, подписала... отказ от собственного ребенка. Оказалось, что малыша уже перевели в детскую больницу N 70. Выдать его матери отказались - дескать, ребенок умирает. Однако потом, видимо, опасаясь скандала, все-таки отдали... Малыш был вполне здоров и умирать, слава Богу, не собирался.
- Подобных ситуаций в 36-м роддоме немало, - уверена Галина Дмитриева. - Насколько мне известно, потом "отказных" детей отправляют в детскую больницу, у них быстро находятся новые родители. Мы обращались в правоохранительные органы, однако наше дело быстро замяли. Слишком уж все недоказуемо...
В Лиге защитников пациентов о подобных случаях знают. "Несколько аналогичных сигналов к нам поступало, но никаких документов мы тогда составлять не стали, - говорит председатель общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. - Первое объяснение, которое приходит на ум, - это, конечно, незаконные усыновления. Но никаких конкретных фактов вы не найдете, это слишком закрытая сфера.
Действительно, все, что связано с акушерством, а уж тем более с усыновлением, в нашей стране покрыто завесой тайны. Проследить путь хотя бы одного "отказного" ребенка нам не удалось. Родильные дома - традиционно закрытые учреждения, которые строго охраняют свои секреты. Даже тогда, когда это, казалось бы, нелогично.
- Недавно мы пытались составить рейтинг роддомов, чтобы каждая роженица, получившая в соответствии с национальным проектом родовый сертификат, могла выбрать роддом, - рассказывает Саверский. - Сейчас ситуация выглядит парадоксальной - женщины при выборе вынуждены основываться только на слухах, информации из СМИ и интернета. В составлении такого рейтинга помимо обычных сведений (количество врачей в роддоме, койко-мест) нужно было учесть и самый главный показатель - статистику смертности детей и матерей в конкретных родильных домах. Без этого любой рейтинг был бы необъектиным. Мы запросили эту статистику в правительстве Москвы. Сначала сами, потом с помощью Генеральной прокуратуры. По закону нам должны предоставить эти сведения, однако чиновники стоят насмерть - у нас до сих пор нет этих данных.
Мы можем лишь предполагать, каковы мотивы врачей, сознательно делающих из матерей "кукушек". Возможно, тем самым они пытаются упростить себе жизнь, ведь нередко так называемые "неблагополучные" мамаши просто исчезают. И отказаться не отказываются, и забирать не забирают. Вот и выкручивается медперсонал иных лечебных учреждений как может. Заранее убеждают женщин, что дети им не нужны, чтобы потом было меньше хлопот. Профилактические беседы проводятся со всеми независимо от того, хочет женщина ребенка или нет.
- Я считаю, что убеждать молодых мам отказываться от своих детей, чтобы потом в случае чего прикрыться бумажкой, - верх цинизма, - рассуждает Александр Саверский.
В прокуратуре Москвы нас заверили, что любая женщина, оказавшаяся в аналогичной ситуации, может обратиться за защитой в правоохранительные органы. Даже дали телефон конкретного специалиста, готового рассмотреть обращение и провести проверку. Так что если в аналогичной ситуации оказался кто-то из читателей, можно обратиться в прокуратуру г. Москвы в отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних.