Российских рейдеров - людей, зарабатывающих на силовых захватах чужой собственности, похоже,
Российских рейдеров - людей, зарабатывающих на силовых захватах чужой собственности, похоже, ждут большие неприятности. Недавно проблемой недружественных поглощений коммерческих структур наконец-то весьма пристально заинтересовались в высших эшелонах власти. А поднял эту тему сам президент. Выступая в начале февраля на ежегодной коллегии Генпрокуратуры, Владимир Путин потребовал от прокурорских работников более внимательно подходить к вопросу недружественных корпоративных захватов, которые, по мнению главы государства, "серьезно дестабилизируют российский бизнес и инвестиционный климат". Как и можно было предполагать, сигнал принят быстро и без помех.
Вслед за президентом грозные тирады в адрес захватчиков произнесли премьер-министр Михаил Фрадков и глава МВД Рашид Нургалиев. Но самые эмоциональные заявления по этому поводу прозвучали от министра экономического развития и торговли Германа Грефа: "Гринмейлеры, которые стали миллиардерами на незаконном отъеме собственности, должны находиться в местах не столь отдаленных, а не возглавлять список "Форбс".
Столь жесткие заявления были поддержаны и в западной прессе. Авторитетный немецкий бизнес-журнал Spiegel обозначил проблему: западные инвесторы боятся работать с отечественными компаниями, отказываются инвестировать в российскую экономику и стараются без потерь уйти с российского рынка. На этом фоне западные аналитики высказывают опасение относительно возможности участия российского бизнеса в европейской экономике. А это автоматически ставит под удар имидж России за рубежом, который с такими усилиями формировался российским МИДом и лично Владимиром Путиным последние 5 лет.
Как видно, власти, приняв политическое решение, решили поставить рейдерам серьезный заслон. Если рассуждать с точки зрения экономики, то можно констатировать, что государство терпит огромные убытки от неуплаты налогов и дробления целых отраслей. Однако ставки в этой игре настолько высоки, прибыли настолько превосходят возможности воображения, что рейдеры, видимо, примут бой. А значит, имеющее место противостояние внутри властных структур еще более обострится. Ведь сложно представить любую серьезную сделку по недружественному поглощению без негласной поддержки со стороны всех ветвей власти, включая силовые структуры.
Несмотря на все попытки властей бороться с рейдерами, дерзости, с которой происходят некоторые силовые захваты, можно только поражаться. Причем происходят они не где-то в глубинке, а зачастую в самом центре столицы. Одним из самых громких захватов последнего года стала атака рейдеров в июне прошлого года на офис СПК "Развитие". По версии ряда СМИ, за нападением стоял депутат Госдумы и по совместительству крупный предприниматель Сулейман Керимов, который в итоге получил полный контроль над компанией с оборотом в 1,5 миллиарда долларов. По словам пострадавшей стороны, рейдеры прибегли к давно отработанной тактике: не оповестив основных владельцев компании, они провели внеочередное собрание акционеров, на котором избрали нового генерального директора, изменили печать и реестродержателя.
Чем же заинтересовала захватчиков компания СПК "Развитие"? Основные ее активы - "Главмосстрой", "Моспромстройматериалы" и "Мосмонтажспецстрой". До недавнего времени компания СПК "Развитие" строила около 1,5 миллиона квадратных метров жилья в год и продавала около 50% всех используемых строительных материалов в Москве. Именно она была локомотивом реализации национального проекта "Доступное жилье" в столице, поскольку почти 80% всех заказов компании составлял городской заказ, то есть социальное жилье.
После смены собственника ситуация радикально изменилась. Фактически реализация приоритетного национального проекта оказалась под угрозой. Крупные инвестпроекты компания не ведет: по оценкам участников рынка, у ГМС сейчас в работе не более 15 адресов.
Естественно, сворачивание строительства на значительном количестве объектов привело к молниеносному росту цен на жилье. В таких условиях правительству Москвы остается лишь искать оправдания невозможности реализации заявленного социального проекта и изыскивать дополнительные средства для решения части накопившихся проблем. Выступая во вторник на заседании президиума совета по реализации национальных проектов, Дмитрий Медведев заявил, что "если мы не обеспечим баланс спроса и предложения на рынке, то рост цен (на жилье - "Труд") съест все выделенные на ипотечные программы деньги".
Что же реально сегодня власть может противопоставить этому криминальному бизнесу, который укрывает налоги, разрушает отрасли и успешные предприятия, становится препятствием для реализации приоритетных государственных, национальных программ? По словам начальника управления экономической безопасности правительства Москвы Александра Корсака, в Госдуму уже давно направлены проекты соответствующих поправок в действующее законодательство. В первую очередь предлагается установить четкое официальное толкование использования поддельных документов при захвате предприятия, изготовления второго реестра и проведения фальсифицированных собраний акционеров в соответствии со 159-й статьей Уголовного кодекса - "Мошенничество". Авторы проекта поправок считают необходимым привлекать к уголовной ответственности за возбуждение заведомо ложных или бессмысленных исков, установить уголовную и материальную ответственность налоговых органов за разглашение информации о предприятии. Однако пока реакции на эти законопроекты нет.
Остается надеяться, что политической воли президента и чиновников из правительства хватит, чтобы добиться скорейшего решения проблемы рейдерства.