НЕ ХОЧЕШЬ ПЛАТИТЬ - БУДЕШЬ СИДЕТЬ

В Ульяновской области завершился суд над председателем сельхозкооператива "Заветы Ильича" Сурского района Валентином Воронковым. Целых два года хозяйство не платило зарплату, задолжав людям 1,5 миллиона рублей. При этом сам не бедствовал, потому что распродавал, как утверждают прокурорские работники, "основные средства предприятия по заниженным ценам". Денежки, как впоследствии установил суд, прикарманил. Суд был строг, но справедлив - "за длительную невыплату зарплаты рабочим" Валентин Воронков приговорен к 3 годам и 3 месяцам лишения свободы.

Зарплату своим работникам не выплачивали сотни руководителей предприятий области. После вмешательства правоохранительных органов некоторые из них предпочли раскошелиться, будучи еще на свободе, и вернули не получившим честно заработанное подчиненным больше 900 миллионов рублей. На 38 чиновников дела направлены в суд, 42 отстранены от занимаемых должностей, а еще 550 привлечены к административной ответственности.
Такое положение не только в Ульяновском регионе. По данным прокурорских проверок, многомесячные задолженности по зарплате нередки в Саратовской, Оренбургской, Самарской, Пензенской, Пермской и некоторых других областях. В регионах Дальнего Востока, например, эти долги превышают 2 миллиарда рублей. Задолженность только бюджетникам страны, по данным Росстата, составляет 1,24 миллиарда рублей, а работникам внебюджетных организаций - в 10,5 раза больше! Реальное положение дел с оплатой труда, считают прокурорские работники, еще хуже, так как далеко не все организации, особенно среднего и малого бизнеса, официально сообщают о том, как долго они держат наемных работников на голодном пайке. А люди, часто из-за боязни потерять работу, вынуждены трудиться без денег. До недавнего времени защитить их, к сожалению, никто не спешил.
На недавней коллегии Генпрокурор Владимир Устинов упрекал подчиненных:
- Многие прокуроры плохо следили за тем, что происходит в сфере оплаты труда, вмешивались только тогда, когда ситуация, как говорится, припекала. Я был вынужден направить всем специальную телеграмму с требованием по каждому случаю преступного поведения работодателей возбуждать и расследовать уголовные дела.
После вмешательства руководства Генпрокуратуры положение стало меняться. В прошлом году опротестованы больше 11 тысяч незаконных приказов руководителей предприятий и организаций о задержке зарплаты (якобы из-за "отсутствия собственных средств"). По этому поводу в гражданские и арбитражные суды было направлено больше 155 тысяч исковых заявлений. К дисциплинарной ответственности привлекли 6,5 тысячи человек. Оштрафованы 22 тысячи неплательщиков. Более 1,5 тысячи руководителей отданы по суд (это в 10 раз больше, чем в 2003-м). Результат не заставил себя ждать. По данным Генпрокуратуры, долги по зарплате в Оренбургской области уменьшились на 228 миллионов рублей, в Ульяновской - на 128, в Самарской - на 58. А в Республике Саха (Якутия) они сократились в 4 раза! На 1 января 2005 года суммарная задолженность по заработной плате уменьшилась в 2 раза, но в январе она снова выросла на 2,3 миллиарда рублей.
- Дальнейшего снижения прогнозировать не стоит: основная масса оставшихся должников - настоящие банкроты, - считает Андрей Селиванов, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.
Вывод, думается, не бесспорный. Если правовики докажут, что предприятие, независимо от формы собственности, умышленно подведено под банкротство, то его руководителям или владельцам за невыплату зарплаты как минимум грозит штраф в размере 50 МРОТ или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет (ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ). А по статье 145-1 УК РФ "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат" суд может оштрафовать их на 80 тысяч рублей или лишить занимаемой должности на 5 лет, а то и отправить за решетку на срок до 7 лет. Если же жадность руководителя приведет к тяжким последствиям, то наказание может быть и еще жестче. Надолго ли хватит прокурорам пороху?