МЕШАЕТ РАЗДРАЙ

Есть ли у русских Эстонии шанс занять достойное место на политической арене республики? На вопросы корреспондента "Труда" отвечает Евгений ТОМБЕРГ, депутат эстонского парламента и Таллинского городского собрания, председатель Объединенной народной партии Эстонии.

- Евгений Акселевич, нередко слышишь даже от некоторых высокопоставленных эстонских чиновников о том, что, мол, русские республики - это люмпены и маргиналы...
- Русскоязычная диаспора в Эстонии - это не только безработные или отставники, как часто преподносят местные СМИ, но и мощный отряд представителей науки, интеллигенции, бизнеса. В республике 1 миллион 400 тысяч жителей, из них примерно треть - русские. 120 тысяч имеют гражданство Российской Федерации, примерно 170 тысяч - лица без гражданства. Большинство русского населения лояльно относится к существованию независимого эстонского государства, в 1991 году проголосовало за него. Но оно оказалось слабо интегрировано в эстонское общество. Во многом виновато само государство, власть. Есть жесткие законы получения эстонского гражданства, но нет условий для реализации этого права. Государство должно, на мой взгляд, прежде всего обеспечить бесплатное обучение эстонскому языку...
- О непростом положении русского населения в странах Балтии пишется и говорится много. Есть какая-то специфическая проблема, характерная только для Эстонии?
- Больной вопрос - о статусе русского языка. Безусловно, все, кто проживает в республике, обязаны знать эстонский. Мы прекрасно понимаем: полноценно реализовать себя во всех сферах жизни можно, только владея государственным языком. Однако в республике, где треть населения - русские, и их язык должен иметь официальный статус, особенно в тех регионах, где русское население проживает компактно. Надо ли доказывать, что здесь у органов местного самоуправления должны быть возможности для делопроизводства на русском языке? Это, между прочим, соответствует европейским правовым нормам, по которым Эстония собирается жить, вступив в Евросоюз.
Логично, что нужно сохранить "русские" гимназии, учебные заведения для среднетехнического профессионального образования на русском языке. И, конечно же, дать возможность эстонским гражданам любой национальности получить высшее образование на русском. Все это соответствует потребностям эстонского общества. Как бы мы ни стремились на Запад, но эстонский бизнес, особенно мелкий и средний, в основном ориентирован на Россию.
Однако, вопреки здравому смыслу, русский язык в Эстонии - иностранный. Более того, по принятому закону после 2007 года в республике фактически исчезнут гимназии с преподаванием на русском языке. Устанавливается, что 60 процентов предметов здесь будут преподавать на эстонском, с 9-го по 12-й класс обучение будет происходить и вовсе только на этом языке.
Особенно сложное положение у ветеранов войны и Вооруженных Сил бывшего Советского Союза. Многим из них за 70 лет. Они не в состоянии не только сдать экзамены по эстонскому языку и конституции, но даже собрать различные справки, вплоть до медицинских, подтверждающие отсутствие СПИДа.
- Насколько известно, ваша партия представляет интересы русских в Эстонии. Что же вы "молчите", не проводите нужные законы через парламент?
- И не молчим, и пытаемся проводить, но у нас, к сожалению, в парламенте совсем небольшая фракция. Центристы же, которые проходят в парламент благодаря голосам русскоязычных избирателей, затуманив им мозги "русскими лозунгами", после выборов забывают о своих обещаниях. Мы вносили законопроекты и о русском языке, и о гражданстве - предлагали различные более мягкие варианты, но пока - безрезультатно. Русскоязычная диаспора в Эстонии разобщена и пока не в состоянии провести в парламент нужное количество своих представителей, чтобы твердо отстаивать свои интересы.
- А где корни этого разобщения? Московские аналитики, кстати, считают, что русское население и на сей раз не сумело консолидироваться в политическую силу, способную провести в законодательный орган своих представителей.
- За 10 лет уже произошло определенное социальное расслоение русской общины в Эстонии. Более того, определенные политические силы ведут активную работу внутри диаспоры, искусно усугубляя этот раскол. Вот и на этот раз накануне выборов возникают некие виртуальные партии, которые, так сказать, "защищают" русских. В парламент они не проходят, а голоса растаскивают.
У нас сегодня практически отсутствует возможность общения со своим избирателем через средства информации. В электронных СМИ вещание на русском языке ограничено, русская печать представлена слабо. Русские политические организации и общественные объединения зачастую оказываются без "административного ресурса", без материальной поддержки, без финансов. В такой ситуации нынешние парламентские выборы в Эстонии, можно сказать, судьбоносные. Может оказаться, что в эстонском парламенте практически не будут представлены русские политические силы...