Самая дальняя дорога - Дальневосточная - успешно выполнила основные плановые показатели 1999 года. Сверхплановая погрузка каменного угля составила почти 900 тысяч тонн, стройматериалов - 335 тысяч, нефтеналивных грузов - около 345 тысяч тонн. Естественно, возросли их перевозки, а доходы от них превысили 11 с половиной миллиардов рублей.
Неплохо обстоят дела и с пассажирскими перевозками на Дальневосточной. Доходы от них увеличились почти на 29 процентов и составили 527 миллионов рублей. Прибыль дороги в целом превысила 2 миллиарда 630 миллионов. А это, между прочим, в шесть с лишним раз больше, чем было в 1998 году.
Но предметом особой гордости дальневосточных железнодорожников являются все же перевозки контейнерные, которые составили 44 процента от общего отправления грузов. С сентября прошлого года организовано курсирование ускоренных контейнерных составов по маршруту Находка-Бусловская. А три месяца назад такие же поезда пошли по маршруту Бусловская-Находка-Восточная. Кроме того, резко возрос транзитный поток грузов в ту же Финляндию.
Понятно, что повышенная нагрузка на магистраль предполагает и повышенное внимание к обеспечению безопасности доставки и пассажиров, и грузов. Капитально отремонтировано 60 километров железнодорожных путей, а также 19 электровозов, сотни пассажирских и грузовых вагонов. Без этой черновой, но важной работы ни одна дорога не имеет будущего. И дальневосточники это хорошо понимают. В Хабаровске министр путей сообщения РФ Николай Аксененко посетил, в частности, локомотивное депо, где как раз и шел об этом разговор.
В 2000 году самая дальняя российская дорога должна значительно улучшить прошлогодние показатели своей работы. Ожидается, что доходы от перевозок составят свыше 18 миллиардов рублей. И первый месяц нового года показал: планы хоть и грандиозны, но реальны. В январе погружено свыше 2 миллионов 800 тысяч тонн различных грузов, на 165 тысяч тонн больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Но не одни только экономические показатели Дальневосточной были предметом разговора главы МПС и начальника ДВЖД Александра Стрельникова, не только эту тему обсуждал министр с губернатором Хабаровского края Виктором Ишаевым. Речь шла и о социальных проблемах железнодорожников. А в список "болевых точек" входят и зарплата, и жилье, и медицинское обслуживание многотысячного коллектива ДВЖД, а также населенных пунктов, для которых дорога - предприятие по большому счету "градообразующее".
Информационные агентства передали на днях такую новость из Хабаровска: глава МПС вручил коллективу Дальневосточного госуниверситета путей сообщения знак победителя отраслевого соревнования среди высших учебных заведений. Но мало кто знает о том, что у ДВЖД есть три техникума железнодорожного транспорта - в Хабаровске, Уссурийске и Тынде. Что на ее балансе 21 общеобразовательная школа. Больше половины учеников там - дети железнодорожников. У ДВЖД также свыше сотни яслей и детских садов, две детско-юношеские спортивные школы. Если кто-то думает, что это не имеет ни малейшего отношения к вопросу о развитии транспортного комплекса на востоке России, то он, мягко говоря, не прав. Дороги - это не одни только рельсы и шпалы, электровозы и вагоны, семафоры и переезды. Это и очень большой жилой фонд, и сеть ведомственных учебных заведений. Наследство беспокойное, бремя ответственности непомерное. Откажись от него МПС, у государства поприбавится очень много забот. А ему бы с теми, что есть, справиться.