4 ГОДА ИЛИ 7 ЛЕТ?

Предложение о семилетнем сроке президентства (подчеркну: одно из многих, содержащихся в письме

Предложение о семилетнем сроке президентства (подчеркну: одно из многих, содержащихся в письме трех губернаторов), на мой взгляд, вполне нормальное, оно приемлемо для нашего типа государственного устройства. Как мне представляется, в нем нет того, что некоторые наблюдатели уже готовы объявить чуть ли не посягательством на демократические завоевания России. Однако при всем при том у реализации этого предложения должно быть, я в этом убежден, одно непременное условие. Это условие - обязательное изменение функций российского президента, его государственных должностных обязанностей.
Сегодня президент России играет двуединую роль: он и "отец нации", гарант Конституции и активно действующий политик, инициативный участник всех экономических и социальных процессов в обществе. Если соглашаться на продление срока полномочий президента до семи лет, то надо сделать так, чтобы функции главы государства были сосредоточены главным образом на обеспечении конституционной законности, на неукоснительном соблюдении "правил игры" в политике, экономике и социальной сфере государства Российского. Если же мы сохраним на этот предполагаемый срок за президентом России те же функции, то они неизбежно войдут в противоречие друг с другом. Согласитесь, что президент, играющий активную роль в правительстве, неизбежно подвергается влиянию сиюминутной политической конъюнктуры, что несовместимо с масштабом конституционного гаранта и отца нации. Надо освободить первое лицо государства от оперативных, "тактических" обязанностей, от роли активного политического игрока, придав его функциям более крупный, стратегический масштаб. Тогда президент сможет в полной мере заняться назревшими проблемами соблюдения конституционной законности в российских регионах, приведением в соответствие местного и федерального законодательств. Тогда президент сможет активно поработать на фронте противостояния коррупции, разъедающей, подобно ржавчине, нашу государственность. Тогда он не на словах, а на деле сможет стать строгим судьей, следящим за неукоснительным соблюдением всеми государственными органами единых "правил игры". Это модель сильного конституционного президента. Реально ли ее воплотить? Вполне реально. Для этого потребуется внести необходимые поправки в Конституцию и утвердить их квалифицированным большинством обеих палат парламента. Но главное - необходима солидарная точка зрения на эту проблему всех политических сил в российском обществе. При этом я считаю возможным сохранить действующий принцип избрания президента два раза подряд.