460 сотрудников «АвтоВАЗа» обратились в прокуратуру. Они заявляют, что руководство компании вынуждает их переходить на дочерние предприятия, а также требуют выплатить долги по зарплате.
Рабочие прессового производства «АвтоВАЗа» пожаловались в прокуратуру на то, что руководство завода угрозами заставляет их переводиться на работу на дочерние предприятия — «Реформинг центр» и
Дочерние предприятия «АвтоВАЗа» были созданы в конце прошлого года. Сообщалось, что предприятия займутся модернизацией производства и рабочие будут переходить туда исключительно на добровольной основе. Всего на новые предприятия планировалось перевести свыше 12 тысяч человек.
Приемная Генпрокуратуры России в Тольятти была открыта примерно в то же время — 10 ноября, и вскоре рабочие стали обращаться с жалобами. По словам председателя независимого профсоюза «Единство» Петра Золотарева, рабочие не рвутся уходить с завода. «Добровольно туда никто переводиться не хочет. С ними не заключают трудовых договоров, не выдают спецодежды. И главное — даже не объясняют, чем именно они будут заниматься», — говорит он. Многие опасаются, что из дочерних компаний рабочих смогут потом с легкостью уволить по сокращению.
На данный момент на новые предприятия переведено уже 4 тысячи человек. Не всем работникам на новых предприятиях предлагают должность, соответствующую их разряду и опыту. Так, техникам высокой квалификации предлагали на время стать малярами и уборщиками при создании новой сборочной линии.
Временная приемная
Еще 126 работников металлургического производства «АвтоВАЗа» обратились в суд с исками о неправильной оплате труда. По их расчетам, каждый из них недополучил 40 тысяч рублей в рамках сдельной системы оплаты. А в районный суд Тольятти только за один день поступило 15 исков от сотрудников «АвтоВАЗа» по вопросам взыскания зарплаты.
Руководство автогиганта не считает четыре с лишним сотни обращений в прокуратуру выражением массового недовольства. По словам директора по внешним связям «АвтоВАЗа» Игоря Буренкова, «проверяющие органы, такие как прокуратура, инспекция по труду, не находят никаких нарушений». «У нас около 80 тысяч сотрудников, и непонимание отдельных работников вполне естественно для такого большого коллектива. Массовых сокращений нет и не будет», — говорит Буренков.
В правительстве разрабатываются планы по «ссылке» недовольных в другие регионы. Сотрудникам «АвтоВАЗа» предложили воспользоваться программой, разработанной Агентством по реструктуризации ипотечных и жилищных кредитов, по расселению жителей моногородов. Жителям Тольятти предлагают переехать в город Тихвин Ленинградской области и устроиться на один из заводов по сборке железнодорожных вагонов.
Уже в этом году по данной программе смогут переехать 450–500 семей, если, конечно, таковые найдутся (ранее в Тихвин предлагали переехать жителям Пикалево — те отказались). Агентство готово потратить на это 400–500 млн. рублей. Жилье в Тихвине дешевле, чем в Тольятти, поэтому ипотека для переселенцев не запланирована.
Сами тольяттинцы говорят, что не готовы переезжать. «А куда мне ехать? Я тут всю жизнь живу, тут дом, дача, друзья и, простите, родные похоронены», — сказал «Труду» Вадим, один из работников автогиганта. По его словам, нужно быть молодым и отчаянным, чтобы согласиться на переезд в другую область. «К тому же цены на жилье в Тольятти упали, много за квартиру не выручишь. А ехать в другой город без копейки в кармане никто не согласится», — добавил собеседник.