Опорой розничного бизнеса должны стать банки отечественные, которые удешевлять кредиты не намерены. Зато обещают сделать их доступнее. Такие тенденции обозначились вчера на форуме "Россия".
"Мы очень долго ориентировались на опыт международных банков, а теперь поняли, что слепое копирование - не всегда хорошо", - говорит Игорь Ким, президент "УРСА-банка". А ведь именно выход на российский рынок иностранных банковских групп позволил за год снизить средние ставки по кредитам на неотложные нужды с 40%-100% до 17%-25%. Чем больше приходило на рынок иностранцев, тем сложнее российским банкам было завоевывать заемщика, поэтому некоторые из них шли на открытый риск - снижали ставки, например, по ипотеке ниже уровня инфляции. "Не надо быть хорошим экономистом, чтобы понять, что кредит ниже уровня инфляции - это неэффективно как бизнес", - продолжает Игорь Ким. Теперь, по словам эксперта, "конкуренция со стороны западных стран ослабнет, им надо решать "домашние" проблемы", зато у российских банков - большое будущее". Тем более, добавляет Дмитрий Левин, председатель правления "Русский Стандарт", существует большой потенциал среди клиентов: "пока у нас проникновение кредитов на уровне 10%, а в Восточной Европе - 25%, скоро догоним".
Если раньше банкиры стремились выдать кредит, иногда даже навязать, то теперь в один голос говорят - надо строить долгосрочные отношения с заемщиком. "Перед банками стоит задача предлагать клиенту не один универсальный продукт, а разные - на каждом этапе жизни заемщика свой", - говорит Дмитрий Левин.
Например, если зарплата добросовестного заемщика выросла, он обзавелся семьей, то банк, в котором он прежде уже получал кредит, охотно выдаст ему другой - на более мягких условиях. Кроме того, банкиры не намерены останавливаться только на выдаче кредитов, в линейку своих продуктов они планируют также включить ПИФы, услуги по пенсионным инвестициям и страховые продукты. "В ближайшее время в России наступит "бум фондов", - уверен заместитель председателя правления OTP Bank (Инвестсбербанк) Ласло Вольф.
Правда, для реализации этих стратегий надо научиться не только строить красивые отделения, но и уметь работать с клиентами, уверен Георгий Горшков, директор департамента розничного бизнеса "ВТБ24":
- Почему, когда я звоню с мобильного телефона, оператор не заставляет меня ждать 2 недели и не проверяет мою платежеспособность? А когда я хочу взять кредит в банке, то на процедуру оформления уходит 2-3 недели и надо заполнить порядка 20 документов?
Эксперт уверен, что уже в самое ближайшее время банковские услуги смогут предоставляться в более короткое время, а купить квартиру в кредит будет также просто, как и за наличные.