- Нынешние студенты вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки, - рассказывает заместитель директора института Сергей Туманов. - Конечно, прожить на стипендию было трудно и раньше, но в последние 15 лет она стала совсем символичной. За годы студенчества лишь каждый четвертый никогда не совмещал учебу с работой. Треть студентов, по их словам, трудится только для того, чтобы прокормить себя. Остальные - чтобы получить стаж и обеспечить себе трудоустройство после окончания университета.
К сегодняшним студентам все менее применимо определение "бедный". Большей частью это дети из обеспеченных по российским меркам семей. По мнению Туманова, пробел между школьным образованием и уровнем знаний, необходимым для успешного поступления в высшее учебное заведение, в последние годы увеличился. Чаще всего он ликвидируется с помощью репетиторов, а для этого нужны немалые деньги. Поэтому нельзя сказать, что сегодня в вузах, особенно таких престижных, как МГУ, МГИМО, учится самая талантливая молодежь. Изменить ситуацию планировалось с помощью Единого государственного экзамена. Но когда сторонники ЕГЭ говорят, что благодаря ему наиболее способные ребята из провинции попадут в хорошие столичные вузы, они лукавят. Попадут опять же обеспеченные. Небогатые родители не смогут содержать своего ребенка в столице.
- Понятие "студенческое братство" постепенно превращается в пустой звук, - считает Сергей Туманов. - Процесс обучения стал более индивидуальным. И это хорошо, поскольку все люди разные, и подход к ним должен быть соответствующим. Но в отличие от советских времен пропало умение работать в команде. А ведь для многих фирм сегодня это одно из приоритетных качеств. Раньше развитию этого навыка способствовала не только учеба, но и стройотряды, турпоходы, коллективная сдача крови или дежурство по этажу в общежитии.
60 процентов студентов считают, что успех в жизни зависит от хорошего образования. В этом смысле они похожи на тех, кто учился в эпоху расцвета СССР. Однако раньше многие стремились лишь "получить диплом". Теперь же студент нацелен не на "бумажку", а на знания, необходимые для успешного продвижения по карьерной лестнице.
По результатам опроса студентов младших курсов, работать на поприще науки после окончания вуза хотели бы 40 процентов, и еще 30 в будущем видят себя преподавателями. Однако лишь 27 процентов выпускников остаются в выбранной ими сфере.
Искать счастья за границей после получения диплома намерены лишь 10 процентов учащихся. Основная масса студентов стремится остаться в Москве. Кстати, большая часть иногородних студентов изначально ориентирована на то, чтобы закрепиться в столице. И это по-настоящему серьезная проблема для регионов. Столичные вузы, как насос, выкачивают из провинции способных ребят.
- Сейчас много говорят о молодежном радикализме. Мол, молодежь - двигатель революций (налицо примеры Украины и Грузии), - замечает Сергей Туманов. - А вот московские студенты в основной массе остаются аполитичными. При этом они довольно неплохо информированы о происходящем в стране и в мире, имеют по острым вопросам свое мнение. Многие даже причисляют себя к сторонникам тех или иных партий и движений. Но, как люди рациональные, не желают тратить свое время и силы на политическую борьбу.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Первое социологическое исследование жизни студентов было проведено в 1904 году. Оно называлось "Половая перепись студентов Московского университета". Тогдашние поедатели "гранита науки", по данным опроса, много читали, посещали театры, музеи и играли в карты. Курил каждый второй студент. Сегодня же регулярно "дымят" лишь 28 процентов учащихся. А вот увлечение алкоголем остается, на удивление, стабильным во все века: пили тогда и пьют сейчас 65 процентов. Однако предыдущие поколения предпочитали водочку, нынешние налегают на пиво. Как и современные студенты, учащиеся 1904 года увлекались спортом. Правда, за сто лет изменилась мотивация. Молодой человек начала прошлого века занимался спортом, потому что это было модно. Полвека спустя для многих студентов спорт стал общественным долгом, а в понимании современного рационального студента - это укрепление здоровья, которое понадобится, чтобы добиться жизненного успеха.