У "СВОИХ" БОЛЬШИЕ ПОТЕРИ

Знаменитый Первый павильон "Мосфильма", где проходили съемки таких масштабных кинолент, как "Война и мир", на один вечер превратился в концертный зал для третьей торжественной церемонии вручения кинопремии "Золотой орел".

Вначале на большой экран спроецировали эпизоды из "Броненосца "Потемкина", где оскорбленные червивым мясом матросы кидали за борт своих офицеров, а солдаты на Потемкинской лестнице в Одессе расстреливали демонстрацию. "Великому фильму Сергея Эйзенштейна - 80 лет!" - объявили за кадром. Однако такой эпиграф вызвал улыбки и перешептывания в зале, поскольку ассоциировался со скандальными событиями недавнего съезда Союза кинематографистов, где недовольные курсом председателя Никиты Михалкова безуспешно пытались его свергнуть.
Поскольку эксклюзивным вещателем церемонии был Первый канал, то не обошлось без "раскруточной" песни из его последнего хита "Ночной дозор", исполненной группой "Уматурман". Пересказав в рэповой манере сюжет, исполнители в последнем куплете выдали рекламный посыл: "Все на просмотр картины второй!" Даже ведущий церемонии Никита Михалков оценил это ноу-хау и посоветовал коллегам взять его на вооружение, когда те будут выбивать в Минкульте деньги на свои новые картины. Шутку подхватил наш самый раскованный (на грани веселого телехулиганства) ведущий Николай Фоменко, который с теми же музыкантами исполнил песни про все пять фильмов из номинации "Лучший игровой фильм": "72 метра", "Водитель для Веры", "Мой сводный брат Франкенштейн", "Папа" и "Свои". Основная интрига развернулась именно вокруг этих картин.
Самые большие потери у "Папы". Номинированный в 5 категориях, он выиграл статуэтку "Золотого орла" лишь для художника-постановщика. От Владимира Машкова, поставившего фильм и на пределе эмоций сыгравшего главного героя, ускользнула даже самая вероятная премия за лучшую мужскую роль. Ее получил Сергей Гармаш за образ чекиста в "Своих".
По две награды досталось "Водителю для Веры" и "Моему сводному брату Франкенштейну", каждый из которых номинировался по 5 раз. Первый собрал сугубо актерские призы: "Лучшая женская роль" - Алене Бабенко и "Лучшая мужская роль второго плана" - Богдану Ступке. Что касается "Франкенштейна", то кроме премии Елене Яковлевой за роль второго плана Валерий Тодоровский был отмечен за режиссерскую работу.
Не повезло фильму "Свои". Фаворит по числу номинаций (9), реально он завоевал только три (в том числе сценаристу Валентину Черных и оператору Сергею Мачильскому). После церемонии постановщик "Своих" Дмитрий Месхиев не мог скрыть своего разочарования. Действительно, весь вечер многие выступавшие с восторгом говорили о его таланте, но самому режиссеру так ни разу на сцену подняться и не пришлось. А прогнозируемая многими критиками награда "Своим" в самой престижной категории "Лучший игровой фильм" как-то неожиданно ушла к эффектной, но незамысловатой морской картине Владимира Хотиненко "72 метра". Хотя, по общему признанию, "Свои" - безусловно, значительное событие в отечественном кино.
Рассказывая о "72 метрах" в песенке, Николай Фоменко едко заметил, что музыку из этого фильма никто не вспомнит. И действительно, эта работа маститого композитора Энио Морриконе вряд ли разойдется по мобильникам, как его мелодии из "Однажды в Америке" или "Профессионала". Однако это не помешало 76-летнему итальянцу обойти в номинации "Лучшая музыка к фильму" российских коллег Эдуарда Артемьева ("Водитель для Веры") и Алексея Айги ("Мой сводный брат Франкенштейн").
"Золотой орел" осенил крылами и телевизионщиков. Лучшим сериалом стал телепроект Первого канала "Участок", а Сергей Безруков был отмечен за лучшую мужскую роль. Актер напомнил, что в прошлом году его бандит из "Бригады" проиграл, а в этот раз его милиционер из "Участка" выиграл, значит, заключил Безруков, "Золотой орел" стоит на страже правосудия и правопорядка. Эту мысль подтвердила и победа в категории "Лучший мини-сериал" (до 8 серий) продюсерского детища Владимира Бортко "Честь имею!". В категории "Лучшая женская роль" отмечена Валентина Талызина ("Линии судьбы"). Эта замечательная актриса, отдавшая кино и театру более 40 лет, призналась, что получила первую в своей жизни награду. Удача улыбнулась и Георгию Натансону (не снимавшему до этого 14 лет) за его работу "Михаил Булгаков на Кавказе".
Почетные "Золотые орлы" за вклад в кинематограф были вручены 92-летнему Евгению Самойлову, блиставшему в фильмах 30-40-х годов, и американскому кинорежиссеру Фрэнсису Форду Копполе ("Крестный отец", "Апокалипсис сегодня"), которого руководитель Первого канала Константин Эрнст назвал "богом мирового кино". Весь вечер "бог" вел себя необычайно скромно в отличие от суетившихся наших киношников. Из немногих сказанных им слов стало ясно, что, хотя он и любит и знает русское кино начала XX века, о достижениях "Мосфильма", а равно и современного российского кино он с удивлением узнал только этим вечером.