НАУКА "НАД ЗЛАТОМ ЧАХНУТЬ"

Начало 2005 года для Банка России обернулось определенными потерями. За две недели января золотовалютные резервы (ЗВР) сократились на 5,9 млрд. долларов. Это рекордное падение - с 124,6 млрд. до 118,7 млрд. долларов - объясняется высоким спросом на доллары. ЦБ их продавал, чтобы обеспечить стабильность на валютном рынке.

Напомним, что до недавних пор ЦБ быстро накапливал объемы ЗВР, которые по итогам года выросли на 47,6 млрд. долларов, или на 62 процента. Отчасти причиной нынешнего оттока стали длительные новогодние каникулы, за время которых накопился отложенный спрос на доллары. Но аналитики валютного рынка также отмечают, что в определенной степени ажиотажный спрос на доллары случился по вине иностранцев, которые сегодня выводят деньги из России на более доходные рынки.
Эксперты также не исключают, что снижение резервов связано с проводками Минфина - например, накоплением средств под февральский платеж по долгу Парижскому клубу. В 2005 году Россия должна заплатить кредиторам 17,1 млрд. долларов. Это еще без учета досрочного погашения долга на сумму 7 - 10 млрд. долларов, которые Минфин намерен выплатить в 2005 году, пока цены на нефть остаются стабильно высокими.
В любом случае никто не видит ничего страшного в произошедшем. Напротив, большинство специалистов полагают, что в ближайшее время ЦБ на валютной бирже быстро пополнит свои запасы и с большим опережением. Основанием для таких прогнозов служит продолжение роста цен на нефтепродукты на мировом рынке в условиях наступившего похолодания в Америке и Европе.
В России тенденция к росту резервов ЦБ подкрепляется значительными поступлениями экспортной выручки. В этой ситуации валютным спекулянтам вряд ли удастся выдержать конкуренцию со стороны ЦБ. Правда, сам банк поумерил амбиции, объявив о намерении увеличить свои накопления в 2005 году не более чем на 24 млрд. долларов. То есть у нас не будет вступать в соревнование с мировыми лидерами по запасам валюты. Впрочем, шансов обойти Японию (844 млрд.), Китай (610 млрд.) и Тайвань (240 млрд.) у нас почти никаких. Тем более что они являются импортерами не нефти, а технологий и товаров, а потому меньше зависят от конъюнктуры сырьевого рынка.