НАДЕЖДА КАДЫШЕВА: Я ПЕЛА ДАЖЕ У ТКАЦКОГО СТАНКА

Судьба подарила Надежде Кадышевой богатую коллизиями, прямо-таки голливудскую биографию. Как ни странно, Надежда не очень любит на эту тему распространяться, боясь, что многие подумают, будто это все придумано ради саморекламы. Но по старой памяти согласилась рассказать свою историю корреспонденту "Труда", пришедшему на недавний концерт ее группы "Золотое кольцо" в одном из главных залов страны - "Октябрьском", что в Питере. Зал был переполнен, публика не уставала требовать на бис любимые песни - и мне удалось убедить певицу, что после такого успеха никто не сочтет ее рассказ пиаровским ходом...

- Родилась я 1 июня 1959 года в деревне Маклауш, что на стыке Самарской, Оренбургской областей и Татарстана. Там, как говорится, душа в душу жили представители самых разных национальностей... Родителей звали Анна и Никита, они родили пятерых детей, все - девочки, причем одаренные. Любаша, например, могла бы стать отличной танцовщицей. Но жизнь распорядилась по-своему, разметала сестер по белу свету. Одна я певица... Семья была прекрасная, у нас хватало игрушек, дети и сами все время что-то мастерили, кроили, шили. Мы с Любашей танцевали "на пальцах", давали домашние концерты. Маме не исполнилось и 40, когда она тяжело заболела, и в 70-м году ее не стало. Отец вскоре женился - и выбрал себе в жены настоящую мачеху из русских сказок. Жизнь наша круто переменилась. Раньше, при маме, мы ходили как куколки в вещах, сшитых или связанных ее руками. А тут стали чуть ли не оборванками. Помню, когда с Любашей садились в электричку, то прятали ноги под сиденье, чтобы не было видно, в какие страшные интернатовские ботинки мы обуты. Через десять лет и папа ушел из жизни - я уже тогда в Москве училась.
- Стало быть, самостоятельная биография началась рано?
- В 14 лет на ткацкой фабрике. Ходила между станками, следила за нитками - и пела. Всем это нравилось, даже начальникам, они говорили: "Пой, Надя, если где чего не доработаешь, мы за тебя выполним норму". И в конце концов направили меня учиться в Москву, в Гнесинское музыкальное училище.
- А как, кстати, сложилась судьба вашей мачехи?
- Она умерла несколько лет назад очень тяжелой смертью. Пожалуй, теперь я ей даже сочувствую. Ей ведь тоже пришлось нелегко: своих детей двое плюс мы, а она была молодой женщиной, пожить для себя еще хотела... Однажды на гастролях в Ульяновске пришла на мой концерт: "Дочка, прости меня за все!" Конечно, я простила.
- Для большинства слушателей "Золотого кольца" вы - не просто любимая артистка, звезда, но и - чего дипломатничать? - пример женственности, искренности, мягкости. А вот в жизни вы такая же, как на сцене?
- Возможно, вы не поверите, но я человек очень импульсивный, подверженный сомнениям, унынию, соблазнам, и если бы не спокойный, ровный характер моего мужа Александра Костюка (народный артист России, композитор, баянист, руководитель ансамбля "Золотое кольцо". - Прим. авт.), то, скорее всего, не вылезала бы из депрессии. Я, кстати, придерживаюсь традиционного взгляда на семью: муж должен держать жену в строгости, это в ее же интересах.
- Под силу ли такое современным мужчинам, частенько страдающим инфантильностью?
- Увы, многим действительно не под силу. Союз мужчины и женщины - это ведь единство и борьба противоположностей. Хотелось бы, правда, чтобы единства в семейной жизни было больше, чем борьбы (улыбается). Но от извечной диалектики никуда не денешься. Знаете, бывает, что и мне приходится сдерживать чрезмерные эмоции мужа.
- Говорят, прекрасное средство успокоить раздраженного мужчину - вкусно накормить его.
- И это справедливо. Вообще-то у нас есть повар, кстати, мужчина, который сопровождает нашу семью на гастролях. Но дома на кухне я - полная хозяйка. Александр - украинец и, стало быть, любит борщ, который я хорошо готовлю.
- Где борщ, там и горилка?
- Не без этого, хотя в последнее время мы почти не пьем. Дело в том, что когда в середине 90-х годов "Золотое кольцо" стало популярным, наша жизнь вошла в чрезвычайно напряженную полосу концертов, гастролей. Это здорово давило на психику, требовалась разрядка. Признаюсь честно, я пробовала снимать стрессы при помощи рюмки, однако со временем поняла, что алкоголь не решает проблему, а только загоняет ее вглубь.
- Как же теперь снимаете стрессы?
- Стараемся их не создавать. Сознательно сократили число гастрольных поездок, не хватаемся за каждое предложение выступить, будто оно последнее. Зато появилось время для семейного общения, друзей.
- Мужа вы любите покормить, но сами-то, наверное, тоже не прочь вкусно покушать?
- А кто этого не любит? Так что о западном стандарте 90-60-90 давно пришлось позабыть. Но мы - русские люди, у нас свои представления о красоте. Моя публика, например, не хочет видеть меня худой, как топ-модель.
- Вес работать не мешает?
- Нет, это моя естественная комплекция. Хотя восхищаюсь характером Ларисы Долиной. Ведь мало резко похудеть, надо еще удержаться в новом весе, а это во сто крат труднее. К тому же жизнь артиста не располагает к диетам: приходишь после концерта, напевшись, наплясавшись, и, естественно, садишься плотно ужинать... Но я ведь и теряю за концерт не меньше полутора килограммов - с весами проверяла. Наутро встаю и вижу, что юбку надо ушивать. А вы думаете, легко провести вечер на сцене в туфлях на десятисантиметровом каблуке? Завидую артисткам, которым фигура позволяет выходить на сцену чуть ли не в тапочках. У меня к концу программы ноги иногда распухают как подушки. Но я к этому привыкла: красота требует жертв.
- Утверждают, если артист в тысячный раз исполняет одну и ту же песню, то уже делает это автоматически, без вдохновения...
- Нет, со мной не так. Мне одинаково нравятся и старые, и новые мои песни. Каждый раз вкладываю в них душу, сердце, эмоции. Но, конечно, для этого надо постараться, напрячься, сосредоточиться. Очень помогает реакция зала, когда видишь: то, что ты делаешь, нравится людям... Мы недавно выступали в Новороссийске, так там один капитан дальнего плавания вдруг вышел на сцену и сказал, обращаясь к своей жене, сидящей в зале: "Вот, дорогая, познакомься, это моя любимая певица!" Потом обратился ко мне: "Когда мы вас, Надя, слушаем, в душе возрождается вера в то, что на свете есть любовь". Кстати, в Новороссийске такие приятные сюрпризы случаются часто. Однажды на сцене появился некий морской офицер сразу с четырьмя букетами. "Это, - говорит, - от нашего флота, это - от нашего корабля, это - от меня, а это - от моей жены".
- Известно, что на гастролях вы нередко покупаете произведения художников - для дома, для семьи...
- У меня давняя мечта создать музей современного русского искусства. Многие картины из моей коллекции вполне достойны того. Частично они хранятся у нас дома, частично - в офисе.
- Какие из них любите особенно?
- "Девочку с кошкой". Из-за постоянных гастролей не могу держать в доме животных, а вот эта картина мне как бы дает такую возможность. Приезжаю откуда-нибудь издалека и сразу сажусь на диван возле нее. Это мой любимый уголок. Вообще у всех картин в моем доме хорошая аура. Тут интуиция меня почти никогда не подводит. Однажды я повесила картину, которая не понравилась нашей домработнице. Когда та приходила, чтобы сделать уборку, то всегда снимала ее и ставила в сторонку: "Надежда, когда я приберусь, я ее верну на место". В итоге я сама сняла это полотно - оно действительно оказалось в моем доме "чужим".
- Что же это была за вещь?
- Какой-то космический сюжет. Мы купили ее в Санкт-Петербурге. Художник совершенно неизвестный, но картина обладала таинственной, прямо-таки завораживающей силой. Возникало впечатление, что автор общался с потусторонним миром. Недаром домработница боялась...
- Вас не приглашали играть в кино, театральных антрепризах?
- Никогда. А я бы сыграла с удовольствием. Но только лирико-драматическую роль, а не какую-нибудь наркоманку или проститутку...
- Ансамбль "Золотое кольцо" начинал свою работу в ресторанах и варьете Германии. А сегодня вы гастролируете за границей?
- Нас там по-прежнему прекрасно принимают: многим интересно послушать русскую народную музыку в исполнении русских артистов. Правда, эмиграция с Брайтон-бич, скорее, пойдет на Пугачеву с Киркоровым. А вот коренные американцы предпочтут нас, так же как немцы в Германии, японцы в Японии...
- Создавая "Золотое кольцо", вы рассчитывали прежде всего на коммерческий успех проекта?
- Мы занимались музыкой исключительно из любви к искусству. Потому что знали, что народным жанром никогда не заработать столько, сколько в попсе. Максимум, на что рассчитывали, - на монетки в подземном переходе какой-нибудь западной столицы или гонорар в русском ресторане. А вот как все обернулось!
- Но ведь есть же примеры коммерчески успешных ансамблей, вроде "Русской песни" Надежды Бабкиной или питерского "Яблока" с Мариной Капуро. Кстати, вы чувствуете какую-то конкуренцию с их стороны?
- Господи, о какой конкуренции может идти речь? Таких ансамблей, как "Русская песня" или "Яблоко", или "Золотое кольцо", должны быть десятки, сотни. Так, кстати, раньше и было, когда истинно народное искусство поддерживалось государством...
- Согласен, но, по-моему, даже при поддержке самых богатых спонсоров групп такого уровня, как "Золотое кольцо", много быть не может.
- Спасибо за добрые слова. Судя по сегодняшнему концерту, не только вы так думаете...