- Родилась я 1 июня 1959 года в деревне Маклауш, что на стыке Самарской, Оренбургской областей и Татарстана. Там, как говорится, душа в душу жили представители самых разных национальностей... Родителей звали Анна и Никита, они родили пятерых детей, все - девочки, причем одаренные. Любаша, например, могла бы стать отличной танцовщицей. Но жизнь распорядилась по-своему, разметала сестер по белу свету. Одна я певица... Семья была прекрасная, у нас хватало игрушек, дети и сами все время что-то мастерили, кроили, шили. Мы с Любашей танцевали "на пальцах", давали домашние концерты. Маме не исполнилось и 40, когда она тяжело заболела, и в 70-м году ее не стало. Отец вскоре женился - и выбрал себе в жены настоящую мачеху из русских сказок. Жизнь наша круто переменилась. Раньше, при маме, мы ходили как куколки в вещах, сшитых или связанных ее руками. А тут стали чуть ли не оборванками. Помню, когда с Любашей садились в электричку, то прятали ноги под сиденье, чтобы не было видно, в какие страшные интернатовские ботинки мы обуты. Через десять лет и папа ушел из жизни - я уже тогда в Москве училась.
- Стало быть, самостоятельная биография началась рано?
- В 14 лет на ткацкой фабрике. Ходила между станками, следила за нитками - и пела. Всем это нравилось, даже начальникам, они говорили: "Пой, Надя, если где чего не доработаешь, мы за тебя выполним норму". И в конце концов направили меня учиться в Москву, в Гнесинское музыкальное училище.
- А как, кстати, сложилась судьба вашей мачехи?
- Она умерла несколько лет назад очень тяжелой смертью. Пожалуй, теперь я ей даже сочувствую. Ей ведь тоже пришлось нелегко: своих детей двое плюс мы, а она была молодой женщиной, пожить для себя еще хотела... Однажды на гастролях в Ульяновске пришла на мой концерт: "Дочка, прости меня за все!" Конечно, я простила.
- Для большинства слушателей "Золотого кольца" вы - не просто любимая артистка, звезда, но и - чего дипломатничать? - пример женственности, искренности, мягкости. А вот в жизни вы такая же, как на сцене?
- Возможно, вы не поверите, но я человек очень импульсивный, подверженный сомнениям, унынию, соблазнам, и если бы не спокойный, ровный характер моего мужа Александра Костюка (народный артист России, композитор, баянист, руководитель ансамбля "Золотое кольцо". - Прим. авт.), то, скорее всего, не вылезала бы из депрессии. Я, кстати, придерживаюсь традиционного взгляда на семью: муж должен держать жену в строгости, это в ее же интересах.
- Под силу ли такое современным мужчинам, частенько страдающим инфантильностью?
- Увы, многим действительно не под силу. Союз мужчины и женщины - это ведь единство и борьба противоположностей. Хотелось бы, правда, чтобы единства в семейной жизни было больше, чем борьбы (улыбается). Но от извечной диалектики никуда не денешься. Знаете, бывает, что и мне приходится сдерживать чрезмерные эмоции мужа.
- Говорят, прекрасное средство успокоить раздраженного мужчину - вкусно накормить его.
- И это справедливо. Вообще-то у нас есть повар, кстати, мужчина, который сопровождает нашу семью на гастролях. Но дома на кухне я - полная хозяйка. Александр - украинец и, стало быть, любит борщ, который я хорошо готовлю.
- Где борщ, там и горилка?
- Не без этого, хотя в последнее время мы почти не пьем. Дело в том, что когда в середине 90-х годов "Золотое кольцо" стало популярным, наша жизнь вошла в чрезвычайно напряженную полосу концертов, гастролей. Это здорово давило на психику, требовалась разрядка. Признаюсь честно, я пробовала снимать стрессы при помощи рюмки, однако со временем поняла, что алкоголь не решает проблему, а только загоняет ее вглубь.
- Как же теперь снимаете стрессы?
- Стараемся их не создавать. Сознательно сократили число гастрольных поездок, не хватаемся за каждое предложение выступить, будто оно последнее. Зато появилось время для семейного общения, друзей.
- Мужа вы любите покормить, но сами-то, наверное, тоже не прочь вкусно покушать?
- А кто этого не любит? Так что о западном стандарте 90-60-90 давно пришлось позабыть. Но мы - русские люди, у нас свои представления о красоте. Моя публика, например, не хочет видеть меня худой, как топ-модель.
- Вес работать не мешает?
- Нет, это моя естественная комплекция. Хотя восхищаюсь характером Ларисы Долиной. Ведь мало резко похудеть, надо еще удержаться в новом весе, а это во сто крат труднее. К тому же жизнь артиста не располагает к диетам: приходишь после концерта, напевшись, наплясавшись, и, естественно, садишься плотно ужинать... Но я ведь и теряю за концерт не меньше полутора килограммов - с весами проверяла. Наутро встаю и вижу, что юбку надо ушивать. А вы думаете, легко провести вечер на сцене в туфлях на десятисантиметровом каблуке? Завидую артисткам, которым фигура позволяет выходить на сцену чуть ли не в тапочках. У меня к концу программы ноги иногда распухают как подушки. Но я к этому привыкла: красота требует жертв.
- Утверждают, если артист в тысячный раз исполняет одну и ту же песню, то уже делает это автоматически, без вдохновения...
- Нет, со мной не так. Мне одинаково нравятся и старые, и новые мои песни. Каждый раз вкладываю в них душу, сердце, эмоции. Но, конечно, для этого надо постараться, напрячься, сосредоточиться. Очень помогает реакция зала, когда видишь: то, что ты делаешь, нравится людям... Мы недавно выступали в Новороссийске, так там один капитан дальнего плавания вдруг вышел на сцену и сказал, обращаясь к своей жене, сидящей в зале: "Вот, дорогая, познакомься, это моя любимая певица!" Потом обратился ко мне: "Когда мы вас, Надя, слушаем, в душе возрождается вера в то, что на свете есть любовь". Кстати, в Новороссийске такие приятные сюрпризы случаются часто. Однажды на сцене появился некий морской офицер сразу с четырьмя букетами. "Это, - говорит, - от нашего флота, это - от нашего корабля, это - от меня, а это - от моей жены".
- Известно, что на гастролях вы нередко покупаете произведения художников - для дома, для семьи...
- У меня давняя мечта создать музей современного русского искусства. Многие картины из моей коллекции вполне достойны того. Частично они хранятся у нас дома, частично - в офисе.
- Какие из них любите особенно?
- "Девочку с кошкой". Из-за постоянных гастролей не могу держать в доме животных, а вот эта картина мне как бы дает такую возможность. Приезжаю откуда-нибудь издалека и сразу сажусь на диван возле нее. Это мой любимый уголок. Вообще у всех картин в моем доме хорошая аура. Тут интуиция меня почти никогда не подводит. Однажды я повесила картину, которая не понравилась нашей домработнице. Когда та приходила, чтобы сделать уборку, то всегда снимала ее и ставила в сторонку: "Надежда, когда я приберусь, я ее верну на место". В итоге я сама сняла это полотно - оно действительно оказалось в моем доме "чужим".
- Что же это была за вещь?
- Какой-то космический сюжет. Мы купили ее в Санкт-Петербурге. Художник совершенно неизвестный, но картина обладала таинственной, прямо-таки завораживающей силой. Возникало впечатление, что автор общался с потусторонним миром. Недаром домработница боялась...
- Вас не приглашали играть в кино, театральных антрепризах?
- Никогда. А я бы сыграла с удовольствием. Но только лирико-драматическую роль, а не какую-нибудь наркоманку или проститутку...
- Ансамбль "Золотое кольцо" начинал свою работу в ресторанах и варьете Германии. А сегодня вы гастролируете за границей?
- Нас там по-прежнему прекрасно принимают: многим интересно послушать русскую народную музыку в исполнении русских артистов. Правда, эмиграция с Брайтон-бич, скорее, пойдет на Пугачеву с Киркоровым. А вот коренные американцы предпочтут нас, так же как немцы в Германии, японцы в Японии...
- Создавая "Золотое кольцо", вы рассчитывали прежде всего на коммерческий успех проекта?
- Мы занимались музыкой исключительно из любви к искусству. Потому что знали, что народным жанром никогда не заработать столько, сколько в попсе. Максимум, на что рассчитывали, - на монетки в подземном переходе какой-нибудь западной столицы или гонорар в русском ресторане. А вот как все обернулось!
- Но ведь есть же примеры коммерчески успешных ансамблей, вроде "Русской песни" Надежды Бабкиной или питерского "Яблока" с Мариной Капуро. Кстати, вы чувствуете какую-то конкуренцию с их стороны?
- Господи, о какой конкуренции может идти речь? Таких ансамблей, как "Русская песня" или "Яблоко", или "Золотое кольцо", должны быть десятки, сотни. Так, кстати, раньше и было, когда истинно народное искусство поддерживалось государством...
- Согласен, но, по-моему, даже при поддержке самых богатых спонсоров групп такого уровня, как "Золотое кольцо", много быть не может.
- Спасибо за добрые слова. Судя по сегодняшнему концерту, не только вы так думаете...