ПОЛУЧКУ ПО ОСЕНИ ПОСЧИТАЕМ

Российские учителя, уставшие прозябать в нищете, изверившиеся в неоднократных обещаниях правительства повысить им зарплату, то бастуют, то объявляют голодовки, то стоят в пикетах. Социальные проблемы педагогов недавно в очередной раз были вынесены на парламентские слушания. Их итоги комментирует заместитель председателя думского Комитета по науке и образованию, доктор экономических наук Валентина ИВАНОВА.

- При обсуждении бюджета 2003 года нам удалось согласовать с правительством вопрос об индексации заработной платы учителей на 33 процента с 1 октября этого года. Но и эта прибавка все равно сохраняет их зарплату на недопустимо низком уровне. Госдума, Совет Федерации и правительство РФ создали трехстороннюю комиссию, которая займется сближением уровня оплаты труда в образовании и промышленности, где, как известно, получают значительно больше.
Министерство труда и социального развития разработало новую концепцию оплаты труда бюджетников - по отраслям. Участники парламентских слушаний сочли такой принцип более прогрессивным по сравнению с единой тарифной сеткой (ЕТС). Вместе с тем многие депутаты отмечали, что отраслевая система в том виде, как ее сейчас предлагает Минтруда, способна породить дополнительные проблемы. Прежде всего могут уменьшиться государственные гарантии, касающиеся минимальной оплаты труда в сфере образования. Кроме того, некоторые положения минтрудовской концепции вступают в противоречие с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, уже год назад принятой правительством.
Впрочем, хотела бы подчеркнуть, что оплата труда учителей - далеко не единственная проблема в сегодняшнем образовании. Справедливой критике подвергается содержание школьной литературы, особенно учебников по отечественной истории, в которых очевидные исторические факты нередко излагаются и трактуются столь противоречиво, что это окончательно запутывает учащихся. То же можно сказать об учебных программах по литературе. Они грубо урезаются, причем за счет классики, на которой воспитывалось не одно поколение россиян. Полностью разделяю озабоченность известного дагестанского поэта Расула Гамзатова, который в одном из своих интервью сказал: "Если мы вернули читателям Бунина и Набокова, то вовсе не надо при этом забирать у них Горького и Шолохова".
Сегодня уже трудно представить нормальную систему образования без знания компьютера, без доступа к основам современных информационных технологий. Полноценная техническая оснащенность школ также становится краеугольной задачей модернизации. Мало поставить в школы компьютеры, нужно обучить работать на них учителей и учеников, обеспечить их обучающими программами по всем предметам.
Много претензий и к содержанию образования. Госдума приняла в первом чтении законопроект "Об образовательных стандартах общего образования". Этот документ направлен на то, чтобы законодательно закрепить необходимый минимум знаний по каждому предмету, избежать их вольного усечения по усмотрению руководителей школ. Конечно же, факультативы имеют право на существование, и педагог должен иметь возможность проявлять свои знания на дополнительных занятиях. Однако прежде всего необходимо обеспечить единый общероссийский стандарт, который поможет не только удержать, но и повысить качество образования, даст возможность готовить специалистов разных отраслей науки, культуры и производства на уровне требований века.