Российские эксперты не впервые обращаются к вопросу ратификации Договора к Европейской энергетической хартии (ДЭХ). На сегодняшний день его подписали 52 государства, ратифицировали пока - 45.
Россия поставила свою подпись под документом еще в 1994 году, но следующего шага так и не сделала. Мало того, несмотря на поддержку идеи ратификации министерствами энергетики, иностранных дел, экономики, финансов, ряда крупнейших научных институтов, нефтяных и электроэнергетических компаний, побеждает категоричная точка зрения газовиков и атомщиков, а также ряда депутатов, понимающих проблемы топливно-энергетического комплекса. Доводы оппонентов оказались намного обоснованнее, чем аргументы сторонников договора. Они базируются на том, что условия договора не отвечают интересам России, хотя обозначенные в нем блага, на первый взгляд, неоспоримы.
Россия желает интегрироваться в Европейское экономическое пространство, торговать на европейском рынке в условиях недискриминационного налогового режима, близкого к режиму стран ВТО (Всемирной торговой организации). России необходимы иностранные инвестиции и финансовая поддержка зарубежных банков для стабилизации и дальнейшего развития экономики. И ДЭХ вроде бы дает такую возможность.
Но что требуется взамен? Дешевые энергоресурсы. Сегодня основной задачей Европейского Союза (ЕС) является значительное снижение цен на энергетику для конечных потребителей за счет либерализации рынка. Речь в этом случае идет о газе, поскольку дешевой электроэнергии в Европе достаточно, вопросы торговли ядерным топливом договором не предусматриваются, а "нефтянка" обозначена здесь без учета российских интересов.
Между тем первый заместитель министра энергетики РФ Гурами Авалишвили убежден, что ратификация договора необходима и вот почему: основным условием дальнейшего развития отечественной экономики является увеличение экспорта энергоресурсов. При ратификации он к 2010 году может достичь 600 миллионов тонн условного топлива против 506 миллионов сегодня. А это - валюта, необходимая для страны.
Горячо поддержал идею ратификации и заместитель министра иностранных дел Иван Иванов, заметив, что Договор имеет для нас ряд преимуществ в области торговли и экспорта товаров через третьи страны.
- Чтобы наладить эффективную работу ТЭК, надо ежегодно в течение 20 лет вкладывать в отечественный нефтегазовый комплекс 12-15 миллиардов долларов, - отметил замдиректора ВНИИ по внешнеэкономическим связям доктор экономических наук Юрий Ершов. - Нам удалось привлечь только 5,3 миллиарда. Такую огромную разницу между возможностями и потребностями можно сгладить благодаря ратификации договора. Тогда в Россию потекут инвестиции.
- Побойтесь Бога! - разрушил вполне законченную теорию член правления ОАО "Газпром" Юрий Комаров. - Могу огорчить вас, ибо результат будет совсем иным. Прежде всего надо понимать, что Договор к Энергетической хартии - вполне последовательный шаг Европейского Союза в получении доступа к нашим ресурсам. Но это еще не все. Ключевой вопрос здесь - свободный доступ к нашей трубопроводной системе, причем по внутрироссийским транзитным ценам, а они в пять раз ниже европейских. Если мы откроем доступ в свою трубопроводную систему для казахстанского, туркменского газа, наш станет неконкурентоспособным. Ведь добывать его в России и создавать транспортную систему здесь из-за больших расстояний и сложных климатических условий намного сложнее, чем в Средней Азии.
- В результате потеряем треть европейского рынка и годовые доходы от экспортной деятельности вместо прогнозируемых нами 15-17 миллиардов долларов (в прошлом году Газпром продал газа на экспорт на 11 млрд. долларов) составят 6-7 миллиардов, - подчеркнул Ю. Комаров. - О каких экономических выгодах может идти речь?
Теперь об инвестиционном климате. Он, конечно, улучшится, только не для России. Инвестиции пойдут в третьи страны. Таким образом мы фактически разрушим рынок, систему долгосрочных контрактов, перекроем поступление иностранных инвестиций и не сможем реализовать ни одного проекта.
Также отмечалось, что подходить к ратификации договора надо с позиций национальной безопасности России, поэтому этот вопрос необходимо рассмотреть на Совете безопасности.
Подводя итог заседанию, руководитель межфракционного думского объединения "Энергия России" Виктор Черномырдин сказал: "Я за ратификацию, но не сегодня. Не готовы мы к этому".