НАТО СЛУЖИТЬ - НЕ МЕД ПИТЬ

Очередной приступ шпиономании в Польше, ярко выраженным симптомом которого стало объявление персона нон грата девяти российских дипломатов, "странным" образом совпал по времени с заявлением НАТО о намерении выделить в ближайшие годы этой стране на повышение обороноспособности 650 миллионов долларов. Обещано создать специальный фонд.

Комитет по делам обороны при правительстве тотчас взялся делить ожидаемый из Брюсселя пирог: какой кусок выделить для модернизации аэродромов, портов, топливных баз, сколько отдать на реконструкцию объектов гражданской инфраструктуры - железных и автомобильных дорог, мостов...
Так что поведение Польши, уже оцененное как "суетливое расшаркивание" перед НАТО, вполне объясняется и меркантильными причинами. Сегодня ясно, что принятая ранее программа приспособления Войска польского к стандартам альянса не может быть выполнена в срок из-за прозаической нехватки средств.
Еще два года назад в секретном докладе НАТО, фрагменты которого просочились в прессу, была резко раскритикована способность польских вооруженных сил взаимодействовать с армиями пакта. Лишь немногие военные корабли способны выходить в море дальше прибрежной зоны, недостаточно мобильна система противовоздушной обороны, радары не в состоянии передавать данные натовским системам, ни один из 55 военных аэродромов не способен принимать тяжелые транспортные самолеты, ни к одному аэродрому не подведен топливный трубопровод.
Пишут, что прокладка одного километра такой трубы стоит более 200 тысяч долларов. А на полную интеграцию с НАТО Варшаве потребуется, по оценкам, 10 миллиардов долларов. Когда Польша просилась в альянс, политики убеждали общество, что расходы лягут главным образом на плечи западных партнеров. Но как только страна вступила в блок, праздник кончился. Сейчас говорят о том, что "и от нас НАТО требует затрат". Вместо парадного марша полякам предстоит изнурительный кросс. Брюссельские генералы дали им 65 "домашних заданий" по модернизации армии. Между тем собственная оборонная промышленность страны находится на грани банкротства. И хотя оборонщики то и дело выходят на демонстрации под лозунгом "В НАТО - с польским оружием", требуя военных заказов, здравомыслящим ясно, что своя военная промышленность с ее не самыми передовыми технологиями не в состоянии переоснастить армию по натовским стандартам. Следовательно, основную часть вооружений и техники придется закупать за границей. И расходы предстоят громаднейшие.
Скоро польская армия может остаться без авиации. Десятки самолетов стоят на приколе из-за нехватки запчастей. Наступает пора списывать дослуживающие свое МиГ-21 и МиГ-23. Сейчас единственные самолеты, на которых польские пилоты могут выполнять задания пакта, - это МиГ-29. Но в ВВС остались только два летчика-инструктора этого типа самолета. Обсуждалась даже идея пригласить для обучения пилотов украинских инструкторов, у которых много свободного времени по причине отсутствия авиатоплива. По оптимистичной оценке начальника генштаба Войска польского Хенрика Шумского, польская авиация сможет соответствовать требованиям НАТО только в 2003 году. Именно тогда, заявил он, "мы будем в состоянии купить соответствующую технику".
На покупку необходимых 120 - 150 истребителей потребуется три-четыре миллиарда долларов. Неподъемная сумма! Поэтому поляки думают взять в лизинг западные самолеты.
Рассчитывая на помощь, Польша старается как можно больше понравиться НАТО. Засомневался, скажем, генералитет альянса в том, насколько можно доверять полякам натовские секреты, и тут же был сочинен новый закон об охране секретной информации, а к нему в качестве приложения - "анкета безопасности". Исповедоваться перед спецслужбами по 33 пунктам опросника должен каждый, кто имеет доступ к информации под грифами "Закрыто", "Совершенно секретно", "Секретно", "Доверительно".
Без "свидетельства безопасности" гражданин не вправе трудиться в важных государственных структурах, может быть отстранен от научных исследований и даже рискует расстаться с обычным работодателем, если его фирма соприкасается с закрытыми заведениями или полусекретными материалами. Анкетируемый должен рассказать обо всех своих доходах на родине и за границей. Столь же подробно надо описать доходы супруги и компаньонов по фирме, а также признаться в их и своих долгах, алиментах, задолженности по уплате налогов. Серьезным испытанием памяти станет пункт анкеты, предписывающий раскрыть служебные и частные контакты с гражданами других государств за последние десять лет (!), не забыв указать время каждой встречи, фамилию, адрес и род занятий того, с кем общался. Надо разузнать обо всех аналогичных контактах жены, детей, родителей, братьев и сестер.
Закон разрешает работникам спецслужб получать информацию о любом обывателе от полиции, таможни, налоговой инспекции, в банках, поликлиниках и иных присутственных местах. Конечно, столь навязчивое любопытство нарушает сферу личной жизни проверяемой особы и ее семьи, но зато новый порядок, как утверждают авторы законопроекта, соответствует стандартам НАТО.