В Северной Осетии уволили команду следователей прокуратуры, возбудивших уголовные дела на милицейских начальников.
В Северной Осетии опять тревожно. Во Владикавказе средь бела дня на глазах у милицейских охранников совершено убийство мэра города Виталия Караева. Преступников не поймали. Президент республики Теймураз Мамсуров пригрозил уволить местных силовиков, если те снова не раскроют преступление. Убийство мэра он назвал провалом в работе североосетинских стражей порядка.
Глава Северной Осетии, похоже, погорячился. А может, просто не знал, что еще в сентябре самых опытных и лучших следователей «горячего» региона уже уволили из органов, по сути, развалив главный центр борьбы с терроризмом в республике – отдел по расследованию особо важных дел следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по РСО-Алания. Впрочем, предположение из разряда наивных, ведь история с наказанием чрезмерно смелых следователей, замахнувшихся расследовать коррупцию в органах МВД, получила в маленькой республике большую огласку.
Следствию не нужны знатоки
Возмущенный дерзким убийством столичного градоначальника, Мансуров заявил буквально: «Я оставляю за собой право, в зависимости от результатов расследования, поиска и наказания преступников, делать выводы о профессиональной состоятельности нашей системы правопорядка, руководителей этих органов». Пока во Владикавказе разбираются, кто виноват в случившемся, в Москве решили передать резонансное дело в ведение следователей СКП по Южному федеральному округу. То есть, местным операм уже не доверяют. Так, что главе республике самое время можно приступать к «разбору полетов» среди милицейских и прокурорских начальников.
А ведь совсем недавно команда республиканской прокуратуры считались одной из лучших на Северном Кавказе. Отдел по расследованию особо важных дел прокуратуры РСО-А начал формироваться в конце 90-х годов, когда терроризм в регионе стал настоящей угрозой национальной безопасности России. За короткое время местные опера научились ловить бандитов и террористов, успешно раскрывая одно преступление за другим. Их стараниями в места не столь отдаленные на долгие годы отправились десятки террористов самых разных мастей. За последние десять лет на счету отдела значится раскрытие более 100 тяжких преступлений, совершенных в Северной Осетии. Следователи прокуратуры отправили за решетку целую группу боевиков из банды Басаева, которая долго терроризировала столицу республики. За это время были раскрыты и доведены до суда исполнители и организаторы взрывов на Центральном рынке Владикавказа, подрыва трех домов в военном городке «Спутник», распыления ртути на спортплощадке городской гимназии. Раскрыт целый ряд дел по хищению людей.
Кроме того, сотрудники прокуратуры сохранили жизни тысячам россиян предотвратив теракты на центральных площадях Петербурга и Нижнего Новгорода, на химкомбинате в городе Котлас, подрыв склада боеприпасов в Прохладном. Не успели арестованные боевики подорвать управление Северо-Кавказского военного округа в Ростове и два груженных взрывчаткой КАМАЗа на улицах Владикавказа.
Руководство Генпрокуратуры неоднократно отмечало наградами и звездами на прокурорских погонах отличившихся следователей. В списках награжденных начальник следственного отдела Феликс Цоков был одним из самых упоминаемых. В прокурорской среде его ценили, как профессионала высочайшего класса, а народе, как неподкупного прокурорского опера. А на Кавказе последнее обстоятельство ценят особенно, ведь специфика здесь всегда отличалась от среднероссийской, а человек с пистолетом под мышкой считался, если не хозяином жизни, то человеком весьма значительным и уважаемым, если, конечно, он не злоупотреблял своим авторитетом. Люди в городе, где все знают всех и про все считают, что Феликс свои погоны носил достойно.
Прощай погоны
Все изменилось в сентябре 2007 года, когда отдел вошел в состав следственного комитета при прокуратуре РФ по Северной Осетии. С учетом заслуг старший советник юстиции (равнозначно званию полковник), Феликс Цоков стал еще и заместителем руководителя следственного управления СКП. Повышение по службе всем приятно. Тем, более что на СКП помимо прежних задач возлагалась еще и борьба с коррупцией. Тогда интервью газете «Северная Осетия» Цоков сделал неосторожное заявление: «Нами получен мощный толчок к тому, чтобы вести борьбу с коррупцией по всей иерархии власти. Эта установка дана президентом России». Эти слова представители «иерархии» очень скоро припомнят Цокову самым пренеприятным образом.
Как бы для поддержки местных спецов руководителем следственного управления СКП был назначен уволенный из рядов военной прокуратуры Игорь Карпов. Бывший пограничник так же не стал сторониться прессы и в интервью одному из местных СМИ рассказал, что прибыл во Владикавказ без «своей» команды, подчеркнув: «Здесь все достаточно опытные специалисты, каждый из них не один год проработал в органах прокуратуры. За плечами многих десятки успешно расследованных опасных преступлений. Так что включились в работу без всякой раскачки».
Видимо, каждый из них по разному решил делать общее дело. Нелады между шефом и коллективом отдела по расследованию особо важных дел начались уже через месяц, когда следователи из команды Цокова, поспешив выполнять указание президента России, завели первое уголовное дело на сотрудников республиканского МВД. По материалам, полученным из УФСБ, следователи выявили, что милицейские начальники, действительно, незаконным образом возвели пристройки в ряде райотделов милиции. Здания, действительно, нуждались в реконструкции, и никто бы не стал поднимать шум, если бы что-то не так провели в документах. Все вышло, куда хуже. Чекисты докопались, что милиция в течение 2005-2007 годов вела строительство на непонятно какие спонсорские деньги. При этом министр внутренних дел РСО-Алания лично присутствовал на торжественном открытии новостроек. Самое любопытное, что уже действующие объекты были заявлены министром в инвестпрограмме, на которую он просил 24 млн. рублей у главы республики Теймураза Мамсурова. А 17 мая 2007 года на эти же милицейские пристройки в газете «Северная Осетия» был объявлен тендер стоимостью уже 44 млн. рублей. На начальника отдела капстроительства МВД Казбека Кулова следователи СКП завели уголовное дело.
Дальше - больше. В ходе расследования уголовного дела № 12/2276 следователи и чекисты выявили незаконно возведенную во дворе ГИБДД Моздокского района сауну. Руководство МВД попыталось представить развлекательное заведение комнатой психологической разгрузки для утомленных тяжелой службой сотрудников местного райотдела милиции. На самом деле о действующей при гаишниках сауне не знал даже начальник медчасти республиканского МВД. Однако Карпов, по словам его зама, стал тормозить коррупционное дело, запретив следственной группе проводить активную работу по сбору доказательств преступной деятельности милицейских чинов.
Досталось от сотрудников СКП и налоговикам, которые пытались шантажировать владельцев крупнейшего в республике спирто-водочного предприятия «Фьюр-Союз». По факту вымогательства было возбуждено два уголовных дела, которые были поставлены на контроль СКП РФ. Однако глава республиканского управления СКП Карпов посчитал невозможным доведения простых в общем-то уголовных дел до суда силами своих следователей. Зимой 2008 года оба дела передали в Ессентуки коллегам из Главного следственного управления СКП по ЮФО, где они 30 июня были «благополучно» прекращены.
Возмущенный отсутствием взаимопонимания и поддержки стараний следственного коллектива со стороны своего начальника, Цолов в марте 2008 года сделал решительный, и как оказалось, опрометчивый шаг. Он решил искать правду в Москве, изложив сложившуюся ситуацию шефу Главного управления собственной безопасности СКП РФ Владимиру Максименко и его заму Василькову. Каково же было удивление, когда вернувшемуся из столицы Цокову его начальник передал все подробности разговора у безопасников. Пожаловался, называется, на самого себя. С этого времени начальник управления республиканского СКП стал открыто угрожать Цокову и другим следователям скорым увольнением из органов прокуратуры. Угрозы не оказались пустыми, 5 сентября 2008 года Феликс Цоков был уволен со службы «в связи с истечением срока трудового договора». Еще ранее получили уведомления о грядущем непродлении трудовых договоров семь ведущих следователей еще недавно элитного звена республиканской прокуратуры. Словом, в «черный» список попали почти все, кто имел отношение к делам о коррупции в МВД.
Кстати, в январе 2008 года своим указом глава республики Мамсуров присвоил спешно уволенному теперь Феликсу Цокову почетное звание «Заслуженный юрист Республики Северная Осетия-Алания», как сказано в тексте наградного документа «за заслуги в обеспечении и соблюдении законодательства на территории республики». Что же глава «горячего» региона не проявил интереса к весенне-летним событиям в местной прокурорской среде, где, судя по всему, сложилась не здоровая ситуация? Стоит ли теперь удивляться, что серия громких преступлений в регионе остается не раскрытой.
Полковника никто не слышит
А ведь на счету уволенных следователей 21 раскрытый на территории РСО-А теракт. Разве это не аргумент в защиту наивных оперов, возомнивших, будто могут тягаться в силе с теми, у кого на плечах милицейские погоны с большими звездами. Впрочем, Цоков с коллегами не сдаются и надеются найти управу на своих обидчиков. Они обратились с письмами во все властные структуры России, вплоть до президента России в надежде быть хотя бы услышанными. Пока все тщетно. Однако, « упертый», как его за глаза зовут местные стражи порядка, Цоков не сдается. На приказе своем об увольнении он в сердцах письменно предложил Карпову возбудить против него уголовное дело, если тот считает изложенные им в СКП факты ложными. Ответа не последовало.
Дело дошло до того, что в знак солидарности с уволенными рапорты об увольнении написали еще 30 сотрудников республиканской прокуратуры. В другом регионе скандал вышел бы такой, что мало никому бы не показалось. А во Владикавказе тишь, да гладь. Местное начальство действительно полагает, что следователей с многолетним стажем можно так просто заменить выпускниками юрфака. Видимо, Карпов на это надеялся, когда писал представление в СКП РФ о присвоении своему новому помощнику первоначального чина юриста 2 класса Гарику Каркусову. Из управления кадров неразборчивому руководителю в жесткой форме отписали, что претендент на должность закончил вуз другого государства с присуждением квалификации экономист по специальности «юрист-менеджер». Карпов, похоже, забыл, что российская прокуратура не имеет ничего общего с коммерческой фирмой. В письме из Москвы кадровики СКП предупредили регионального подчиненного, что «изложенное свидетельствует о недостаточно высоком уровне работы, проводимой по формированию кадрового аппарата управления». Собственно это и пытаются пока безуспешно доказать Карпову экс-борцы с терроризмом на Северном Кавказе.
Андрей СОКОЛОВ
14:58
50 ответов за 12 минут