Вчера завершился Московский международный кинофестиваль. На церемонии закрытия был показан фильм "Джонни Д." о грабителе Джоне Диллинджере. Своим присутствием премьеру почтил режиссер. Корреспондент "Труда" встретилась с Майклом Манном в Голливуде накануне его визита в Москву.
- Это правда, что вашим консультантом на съемках фильма "Джонни Д." был вооруженный грабитель?
- Да, однажды он украл очень большой бриллиант - он был величиной с грейпфрут.
- Не зря про вас говорят, что вы перфекционист, не идущий на компромиссы.
- Я не перфекционист. В этом фильме много не слишком вылизанных сцен. Просто я не хотел терять время на мелкие детали, за которыми можно проглядеть главное.
- Марион Котийяр, сыгравшая возлюбленную Диллинджера, говорит, что повторяла одну и ту же сцену по 30 раз. А Джонни Депп сказал, что не мог дождаться своей очереди. Это правда?
- Я очень уважаю актеров, никогда не прерываю их и не мучаю. Марион - уникальная актриса, и я давал ей возможность снимать сцену до тех пор, пока она сама не была довольна. Однако мне было очень неприятно смотреть на сцены допроса Марион, в которых ее избивали. Тем более что она повторяла их до изнеможения.
- Значит, чем больше проб, тем лучше?
- Не для всех. Например, для Аль Пачино самые лучшие пробы - это 6-я, 7-я и 8-я вне зависимости от того, сделает ли он 14 проб или 140. Кристиан Бэйл в этом смысле похож на Пачино. А вот Деппа предсказать невозможно: иногда лучшими оказываются 2-я, 3-я или 4-я пробы, но в иной раз можно приписывать к этим цифрам нули.
- Известно, что вы провели скрупулезное исследование жизни Джона Диллинджера. Может быть, нашли в его биографии что-нибудь необычное, кроме ограбления банков?
- Да, однажды он послал письмо Генри Форду, в котором написал: "Дорогой Генри Форд, вы делаете самые лучшие в Америке автомобили для побега и знаете тонкости этого дела, как никто другой. До свидания. Искренне ваш, Джон Диллинджер". Это письмо висит в рамке в музее Форда. В другой раз он притворился продюсером, который ищет место съемок для сцены ограбления банка. А еще его фаллос длиной 45 см находится в секретной лаборатории Смитсоновского научно-исследовательского института. Сами понимаете, что из-за этого у Диллинджера до сих пор много завистников. (Смеется.)
- Кем бы стал Джон Диллинджер, если бы дожил до наших дней?
- Он бы стал инвестиционным банкиром. (Смеется.) И возглавил бы крупный фонд. Думаю, он занимался бы махинациями.
- Считаете ли вы, что финансовый мошенник Бернард Медофф - это реинкарнация Джона Диллинджера?
- Нет, Медофф не такой симпатичный, как Диллинджер, да и не такой смелый.
- В Голливуде вас называют "криминальным" режиссером. Чем вас так очаровали гангстеры, копы и воры?
- Да ничем. Для меня драма - это конфликт. Мне нравятся экстремальные ситуации. Я вырос в том районе Чикаго, который показан в моем фильме, и ходил в кинотеатр "Биограф", около которого застрелили Диллинджера, по два раза в неделю. Он не был отморозком, в нем было много хорошего. Его мать умерла, когда ему было три года, а отец был очень жестким человеком. Джон начал рано заниматься сексом, но он искал любовь. Его проблема заключалась в том, что он хотел все и сразу. Тюрьма стала для него школой жизни, как это обычно случается. Ни у него, ни у его сообщников не было концепции будущего.
- А у вас есть что-то общее с Диллинджером?
- Не знаю. Я старался представить, что чувствует человек, покидающий тюрьму. Мне казалось, он говорит себе: "Уж не знаю, как я здесь очутился, но в другой раз сюда больше не попаду". Однако когда я поговорил с людьми, которые оказались в подобной ситуации, то услышал совсем неожиданные ответы. Это и есть то золото, которое вы ищете.
- Оправдали ли ваши ожидания Джонни Депп и Марион Котийяр?
- Я просмотрел все, что было отснято и не вошло в фильм, и хочу сказать: в каждой сцене с участием Котийяр присутствует правда. Она никем не притворяется, но живет в кадре. А когда Депп читал сценарий на пробах, то я услышал голос Диллинджера, который мне мерещился, когда я писал диалоги. Депп - очень глубокий человек, он понял Диллинджера.
Победители XXXI ММКФ
Главный приз "Золотой Георгий" - фильм Николая Досталя "Петя по дороге в царствие небесное" (Россия).
Спецприз жюри - фильм Александра Прошкина "Чудо" (Россия).
Приз за лучшую женскую роль - Лена Костюк в фильме Киры Муратовой "Мелодия для шарманки" (Украина).
Приз за лучшую мужскую роль - Владимир Ильин в ленте Карена Шахназарова "Палата №6" (Россия).
Приз за режиссуру - Марианна Ченильо за фильм "Пять дней без Норы" (Мексика).
Главная премия в конкурсе "Перспективы" - фильм Вано Бурдули "Зона конфликта" (Грузия).
Приз "За вклад в кинематограф" присужден режиссеру Резо Чхеидзе.
Досье
Майкл Манн, режиссер, сценарист, продюсер
Родился в Чикаго 5 февраля 1943 года в еврейской семье. Его отец Джек Манн, иммигрант из Украины, был ветераном Второй мировой войны, мать Эстер родилась в Чикаго. Окончил университет Висконсина, где изучал английскую литературу, а затем - Лондонскую международную киношколу. Занимался документальным кинематографом. Снял игровые фильмы "Вор" (1981), "Охотник на людей" (1986), "Али" (2001), "Соучастник" (2004), "Полиция Майами: отдел нравов" (2006). Четыре раза номинировался на премию "Оскар". Женат на Саммер Манн, имеет четырех детей.
Выбор
Лучшие фильмы Майкла Манна
"Вор" (1981)
Экранизация романа Фрэнка Хохаймера "Взломщики домов: исповедь вора-домушника" с Джеймсом Кааном и Джеймсом Белуши.
"Схватка" (1995)
Криминальный боевик с Аль Пачино и Робертом Де Ниро в главных ролях. Противостояние полицейского и главаря банды грабителей банков.
"Али" (2001)
История жизни афроамериканского боксера Мухаммеда Али (Уилл Смит), который боролся за гражданские права в своей стране.