ТРИ ТАБУ ПУТИНА
Участники Международной конференции по вопросам гуманитарного права в Санкт-Петербурге не ждали от премьера столь детально выверенных предложений. Тем более по вопросу, находящемуся формально вне компетенции главы правительства.
По мнению премьера, в основе нового большого договора о европейской безопасности, который Россия активно продвигает после августовской агрессии Грузии, должны лежать три "не". Не обеспечивать своей безопасности за счет безопасности других. Не допускать (в рамках любых военных союзов и коалиций) действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности. Не позволять, чтобы развитие и расширение военных союзов шло в ущерб другим участникам договора. По мнению политолога Алексея Макаркина, все три позиции увязаны со стремлением НАТО расшириться за счет Грузии и Украины. Россия выдвигает предложения Евросоюзу, где далеко не все на это готовы.
СТОРОННИК РАЗУМНОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ
Сама идея, озвученная в разное время Дмитрием Медведевым, Сергеем Лавровым и Дмитрием Рогозиным, такова. Россия предлагает Евросоюзу и США отказаться от размещения баз, контингентов, воинских частей внутри Европы, развернув их "штыками наружу". При этом новый договор не отменяет НАТО, ОДКБ, ОБСЕ и другие союзы, а ставит их в состояние "принуждения к сотрудничеству". По единым правилам, о которых и говорил вчера Путин.
Премьер предлагает закрепить в новом договоре базовые параметры контроля над вооружениями. Например, отразить "фундаментальный принцип разумной достаточности". А также прописать "механизмы взаимодействия в борьбе с распространением оружия массового поражения, наркотрафиком, терроризмом и организованной преступностью".
Помимо этого Путин предложил внедрить в практику проверять все новые разрабатываемые виды и типы оружия на соответствие положениям гуманитарного права. Чтобы не допустить распространения ослепляющих лазеров, мин-ловушек, пластиковых, стеклянных и деревянных мин, боеприпасов с усиленным травматическим эффектом, ряда современных зажигательных и огнеметных вооружений.
С НАДЕЖДОЙ НА ОБАМУ
На пути интеграции в сфере безопасности, как считают в руководстве России, есть только две проблемы: экспансия НАТО на Восток и планы США по размещению третьего позиционного района ПРО в Европе. Почти одновременном с Путиным в Питере Дмитрий Медведев заявил в Лиме, что у России "есть шансы" договориться по ПРО с новой администрацией США. Он сделал этот вывод на основе сравнения "предельно негибкой" позиции администрации Буша и "более аккуратно выглядящей позиции" Обамы. "А раз так, значит, нужен диалог, значит, возможно изменение позиции", - заключил Медведев.
ТРИ ПРИНЦИПА ПУТИНА
l Не обеспечивать своей безопасности за счет безопасности других
l Не допускать в рамках любых военных союзов и коалиций действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности
l Не позволять, чтобы развитие и расширение военных союзов шло в ущерб другим участникам нового договора о европейской безопасности
ПРОГНОЗЫ ЭКСПЕРТОВ
Дмитрий Орешкин, ведущий научный сотрудник Института географии РАН:
- Что касается ПРО, то Барак Обама дал понять, что этот вопрос можно в принципе решить. Однако это не значит, что размещения ПРО не будет. Российская сторона поставила Обаму в неудобное положение своими торопливыми заявлениями. Ведь его критиковали за излишнюю мягкость во внешней политике. Это единственный пункт, по которому он безусловно проигрывал Маккейну. Даже если Обама всерьез хочет остановить развертывание ПРО (что не факт), сделать это так сразу ему будет сложно. Предстоят долгие переговоры с риторикой. То же самое с договором по безопасности. Он в стратегическом плане европейцам выгоден, однако фон во взаимоотношениях между нашими странами и ЕС уж очень неблагоприятный.
Николай Злобин, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне:
- Потепления отношений с Западом, без чего немыслим пересмотр решения о размещении ПРО и заключение договора о коллективной безопасности, пока не произошло. Вроде бы примирительная речь Дмитрия Медведева в Вашингтоне вызвала противоречивую реакцию. Одни увидели в ней лишь заявления на экспорт, другие считают, что Кремль наконец-то осознал масштабы экономического кризиса, поразившего Россию, и теперь ищет расположения Запада. А есть и те, кто считает, что Медведев еще не определился со своим политическим "я". Пока в Америке и Европе не сделали однозначного вывода относительно позиции России, говорить о каких-либо решениях в пользу Москвы преждевременно.