Тему первого урока определяет местный департамент образования. Там формулируют задание и готовят методические указания для учителей.
- Это наша задача. Мы определяем, чему и как учить детей, - пояснил "Труду" пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов.
В столице учебный год начался с урока толерантности. "Мы разные, и в этом наше богатство, мы вместе, и в этом наша сила" - так звучала тема. Таким образом власти рассчитывают сгладить межнациональные конфликты. Ту же тему толерантности заявили и в Ростове-на-Дону.
- У нас многонациональный город. Надо научить ребят жить в мире и согласии друг с другом, - пояснила "Труду" и.о. директора школы N65 Юлия Белякова.
Учителям Башкирии было дано указание связать первый урок с Годом семьи и событиями в Южной Осетии. Темой стала фраза "Мир твоему дому".
В школах Хабаровска также далеко не ушли от политики. 20 октября будет отмечаться 70-летие Хабаровского края, поэтому первоклассникам давали урок краеведения и говорили о грядущем юбилее.
Школьникам Самары рассказывали о войне на Кавказе. Тема урока - "Дети Самары против войны, за мир и дружбу между народами".
- Мы рассказывали о том, что война унесла немало жизней и только решительные действия России положили конец кровопролитию, - пояснила "Труду" завуч школы N10 Наталья Панова.
Эксперты "Труда" сомневаются, что единые для всех темы первого учебного дня - хорошая идея.
- У нас почему-то только 1 сентября школу начинают вспоминать на всех уровнях и проявляют к ней беззаветную любовь, - недоумевает член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов. - Тема толерантности благородная. Но получит ли она отклик? Смогут ли учителя ярко и интересно ее преподать? Опасность заключается в формализме, тенденциозности и уходе в политику.
С Абрамовым соглашается депутат Мосгордумы, заслуженный учитель России Евгений Бунимович.
- Надо больше доверять учителям. Они лучше знают детей, их интересы, лучше понимают, что подходит по возрасту, - говорит Бунимович. - Можно предложить список тем, которые стоит обсудить на первом уроке, но не одну тему. К тому же в нашей стране любые рекомендации воспринимают как инструктаж. Такова их стилистика.
Впрочем, подобное происходит не только в нашей стране. Не меньшее значение первому учебному дню придают и на Украине. В школах Львовской и Ивано-Франковской областей первый урок в этом году прошел под названием "Степан Бандера - флаг украинской нации". Учителям были выданы специальные методические рекомендации с приложением, в которое вошли гимн украинских националистов, а в отдельном разделе рассказывалось о жизни Степана Бандеры.
Только в Цхинвали 1 сентября решили отказаться от разговоров о войне и толерантности. Первый урок прошел без торжеств. Из 59 школ республики открылись 47 (многие здания полуразрушены). Дети собрались в школах, почтили минутой молчания память погибших и разошлись по домам.